Состояние здоровья экс-судьи Конституционного суда Клары Сооронкуловой, содержащейся в бишкекском СИЗО-1 по обвинению в попытке организации массовых беспорядков с целью насильственного захвата власти, резко ухудшилось. Об этом сообщила адвокат Чинара Джакупбекова, передает 24.kg.
Она подтвердила, что у подзащитной развилась пневмония. Клара Сооронкулова после перенесенной операции вынуждена делать сама себе перевязки, что происходит в антисанитарных условиях. В медсанчасти СИЗО нет медперсонала, обученного таким процедурам. Чинара Джакупбекова настаивает на возвращении Клары Сооронкуловой, которая не прошла период реабилитацию после тяжелой операции, в больницу.
22 октября 2022 года создан комитет поддержки Кемпир-Абадского водохранилища. В него вошли активисты, политики и депутаты парламента. В тот же день в интервью агентству «Кабар» президент Садыр Жапаров заявил: в органах власти есть информация о том, кто стоит за митингами и шествиями по Кемпир-Абаду.
С 23 октября начались массовые аресты. 27 человек власти отправили за решетку по обвинению в подготовке к массовым беспорядкам. Из них трое находятся под домашним арестом, 24 человека — в СИЗО-1.
Ряд международных правозащитных организаций, таких как Международное партнерство по правам человека (IPHR), Всемирная организация против пыток (OMCT), Норвежский Хельсинкский комитет (NHC), Хельсинкский фонд по правам человека (HFHR), «Свобода сейчас» (Freedom Now) и других, распространил заявление, в котором призывает немедленно освободить арестованных в Кыргызстане политиков и активистов.
Гражданский активист, один из фигурантов «Кемпирабадского дела» Ильгиз Шаменов тоже нуждается в госпитализации. Об этом «Азаттыку» сообщил его адвокат Бакытбек Автандил.
По его словам, врачи частной клиники провели обследование его подзащитного и диагностировали у него хронические заболевания: гастрит, холецистит и пиелонефрит. Юрист отметил, что результаты анализов в государственной и частной клиниках разнятся.
«В середине марта главный врач частной клиники направил письмо председателю СИН о необходимости дальнейшего обследования и лечения Ильгиза Шаменова. Анализы в государственной и частной клиниках отличаются. Из-за этих противоречий СИН ждет официальное заключение от Минздрава, по итогам которого будет известно решение по его госпитализации. Помимо прочего, у него сахарный диабет и все болезни обостряются», — сказал адвокат.
Задержанные в рамках «Кемпирабадского дела» политики и активисты обратились к омбудсмену КР и в Наццентр по предупреждению пыток с просьбой о создании для них независимого консилиума. Письмо арестованных активистов в редакцию «Азаттыка» направили их приближенные.
В обращении задержанных политиков и активистов указано, что правоохранители лишают их доступа к независимым квалифицированным медицинским услугам.
«Гульнару Джурабаеву, Таалайбека Мадаминова, Чынгыза Капарова и Ильгиза Шаменова не выпускают из изолятора, несмотря на рекомендации врачей. А после серьезных операций Мамбетжунуса Абылова и Клару Сооронкулову снова отправили в СИЗО несмотря на необходимость в реабилитационном периоде для них. Мы считаем, что это делается по указанию властей», — сообщается в обращении фигурантов дела.
В октябре 2022 года МВД задержало более 20 политиков и активистов – по подозрению «в подготовке к организации массовых беспорядков». Сами арестованные считают, что уголовное дело является преследованием за их позицию по Кемпирабадскому водохранилищу и созданием комитета по его защите. В феврале фигурантам «Кемпирабадского дела» продлили срок ареста до апреля 2023 года.
У ряда находящихся в изоляторе подследственных возникали проблемы со здоровьем, в связи с чем их госпитализировали в государственные и частные клиники. После завершения лечения их снова отправляли в СИЗО. При этом адвокаты утверждали, что их подзащитные нуждались в реабилитационном периоде, заявляя о преждевременном возвращении их в изолятор.
Ранее суд отпустил под домашний арест Орозайым Нарматову, Перизат Суранову, Нурлана Асанбекова и Талантбека Эшалиева — из-за проблем со здоровьем.
В середине января МВД наложило гриф секретности на «Кемпирабадское дело». Однако, в марте Бишкекский городской суд снял гриф — теперь следствие может засекретить только те материалы, которые содержат государственную тайну.