За последнее десятилетие предложения о возмещении материального ущерба за рабство вошли в политический мейнстрим.
Кульминацией этого процесса стал принятый недавно в Сан-Франциско план по выплате по 5 млн долл. каждому имеющему на это право чернокожему. Но, несмотря на торжество либеральных ценностей, которые привели к практике реституционного правосудия, исторически не столь отдаленным преступлениям государства против чернокожих американцев последнее время уделялось не так много внимания, пишет политик Сенека Скотт:
Я имею в виду память о тех непростых временах, когда в 1960-х годах правительство США вело масштабную секретную войну против движения за свободу чернокожих. Кампания ФБР по незаконному наблюдению, преследованию, шантажу, подрывной деятельности и насилию, включая внесудебную казнь лидера «Черных пантер» Фреда Хэмптона в Чикаго в 1969 году, под эгидой COINTELPRO является в сущности историческим фактом.
В то время ФБР предпринимает активные меры, чтобы дискредитировать Мартина Лютера Кинга-младшего. Но более загадочными, но не менее важными являются вопросы, которые до сих пор окружают убийство доктора Кинга. За почти шесть десятилетий, прошедших после его убийства, он стал одним из главных светских святых американской политической культуры. Но одним из условий этой канонизации было то, что мы соглашаемся с официальной версией о том, что он был убит стрелком-одиночкой, Джеймсом Эрлом Рэем.
Семья Кинга, членом которой я являюсь, никогда не верила официальной версии. На протяжении десятилетий его покойная вдова (и моя кузина) Коретта Скотт Кинг подозревала в причастности к убийству власти США. В 1999 году она и другие оставшиеся к тому моменту в живых родственники решили проверить наши подозрения, подав гражданский иск против Лойда Джоуэрса, владельца ресторана в Мемфисе, который утверждал, что местный мафиози заплатил ему за организацию убийства Кинга.
По словам Джоуэрса, в его ресторане собралась группа, чтобы спланировать убийство. Среди них был лейтенант полиции Мемфиса Эрл Кларк, опытный стрелок и соратник Фрэнка Либерто, члена преступного клана Марчелло из Нового Орлеана, а так же Маррелл Макколлоу, полицейский под прикрытием и оперативник ЦРУ, который выдавал себя за члена политической группы чернокожих активистов, известной как «Захватчики». Позже Макколлоу будет присутствовать в мотеле «Лотарингия», его видели стоящим на коленях над Кингом после стрельбы.
После суда Коретта Скотт Кинг заявила: «Есть масса доказательств крупномасштабного заговора на высшем уровне ради убийства моего мужа, Мартина Лютера Кинга-младшего». Дети Мартина и Коретты, Мартин Лютер Кинг III и Бернис Кинг, отмечали «серьезность, с которой спецслужбы США планировали убийство» их отца. По словам Коретты и ее детей, в «заговоре высокопоставленных лиц» с целью убийства Мартина Лютера Кинга участвовали ФБР, полицейское управление Мемфиса и преступный клан Марчелло из Нового Орлеана, а Джеймс Эрл Рэй выступал в роли одиночки-исполнителя. Однако после суда над Джоуэрсом тот факт, что семья Кинга отвергла официальную версию убийства, как и решение присяжных в Мемфисе в их пользу, остались в стороне от освещения СМИ. Давно пора пересмотреть факты того дела.
Официальная версия гласит, что Рэй 17 марта последовал за Кингом из Лос-Анджелеса в Мемфис, где он 3 апреля поселился в захудалой ночлежке над рестораном Jim’s Grill, принадлежащим Лойду Джоуэрсу. 4 апреля, незадолго до 18:00, он забаррикадировался в ванной, прицелился винтовкой в окно и смертельно ранил Кинга. Рэй скрылся с места происшествия в Атланту на белом «Мустанге», где бросил машину и затем месяц скрывался в Торонто.
Затем он бежал в Португалию, а затем в Англию, где представители властей сняли его с борта рейса на Брюссель. Отпечатки пальцев Рэя были обнаружены на винтовке, прицеле, бинокле, пивной банке и копии (мемфисской) коммерческой апелляции. В деле были некоторые криминалистические неувязки: ФБР так и не смогло сопоставить пулю, убившую Кинга, с винтовкой, которую Рэй предположительно бросил на ступеньках офиса Canipe Amusement Company, расположенной по соседству с ночлежкой. И отпечатки пальцев Рэя также не были найдены в той комнате, которую он снимал в ночлежке. Но все это не важно, так как Рэй признал себя виновным и был приговорен к 99 годам тюремного заключения.
Через три дня после вынесения приговора Рэй уволил своего адвоката Перси Формана и заявил, что на него оказали давление, чтобы он признал себя виновным. С самого начала Коретта была среди тех, кто поверил увереням Рэя о том, что он простофиля и его подставили, и регулярно навещала его в тюрьме. В 1979 году Специальный комитет Палаты представителей по делам об убийствах, или HSCA, провел собственное расследование убийства Кинга и пришел к выводу, что Рэй совершил убийство в рамках заговора с целью получения награды со стороны двух расистов из Сент-Луиса.
Однако в 2012 году Дж. Роберт Блейки, который был кадровиком HSCA, признал, что ЦРУ ввело его в заблуждение, не сообщив, что представитель правительства в HSCA Джордж Иоаннидес сотрудничал с ЦРУ. Блейки заявил изданию «Клэрион-Леджер» (Джексон, штат Миссисипи), что «разумные люди сегодня, а не только теоретики заговора, считают, что в убийстве Кинга участвовало больше людей, чем Джеймс Эрл Рэй».
Нет никаких сомнений в том, что ФБР имело тесные связи с полицейским управлением Мемфиса в период, предшествовавший убийству Кинга. Разведывательное подразделение полицейского управления Мемфиса было основано Э.Х. Аркином под руководством агента ФБР Уильяма Лоуренса, который занимался организацией слежки за Кингом. Фрэнк Холломан, возглавлявший полицию Мемфиса на момент убийства Кинга, был ветераном ФБР, который инициировал расширение отдела внутренней безопасности управления и выступал за применение жестких мер против чернокожих активистов в Мемфисе.
29 марта 1968 года, как пишет в своей книге «Вина государства» (2018) адвокат семьи Кинг Уильям Ф. Пеппер, сотрудник ФБР Г.К. Мур рекомендовал выпустить новость, в которой бы утверждалось, что Кинг после возвращения в Мемфис 3 апреля планирует остановиться в принадлежащем белым Holiday Inn, с целью спровоцировать Кинга остановиться в мотеле «Лотарингия», который принадлежал чернокожим.
Изначально предполагалось, что Кинг поселится в номере без окон, но его переселили в номер 306 с балконом после звонка, предположительно из организации, которую Кинг возглавлял, Конференции христианских лидеров Юга, с просьбой поменять номер. По словам Пеппера, этот звонок сделал разведчик ФБР, работавший по приказу Холломана. Внедренному агенту также было поручено обеспечить, чтобы Кинг вышел на балкон к 18:00 и был в галстуке, чтобы убийца мог его опознать.
В день, когда Кинг был застрелен, полицейское управление Мемфиса не предоставило обычный для таких случаев наряд охраны, а также отозвало другие важные подразделения полиции. Детектива Эда Реддита также сняли со своего поста наблюдения незадолго до стрельбы, а ложный звонок из центра города отвлек внимание полиции от мотеля «Лотарингия». В результате получасовой задержки реакции полиции на сообщения о стрельбе убийце — или убийцам — удалось скрыться.
По словам некоторых очевидцев, смертельный выстрел был сделан не из ванной ночлежки по соседству, как утверждает официальная версия, а из кустов за рестораном Jim’s Grill. Очевидцы сообщили, что видели мужчину, который прятался в кустах и убегал после выстрела, а также слышал звук, похожий на хлопушку, доносившийся из того же места.
Преподобный Джеймс Оранж утверждал, что видел дым, поднимающийся из кустов через несколько секунд после выстрела, а журналист Кей Блэк утверждал, что кусты были расчищены на следующее утро после стрельбы. Сразу же после убийства Кинга расследование взяло на себя ФБР, несмотря на то, что это было преступление, подведомственное полиции. Вскрытия тела не проводилось.
Учитывая все эти нарушения, неудивительно, что, как и в случае с убийством Джона Кеннеди, многие в сомневались в официальной версии. Дик Делоуч, агент ФБР, руководивший расследованием, предложил тогдашнему директору ФБР Эдгару Гуверу, чтобы агентство спонсировало подготовку книги, в которой бы рассказывалась «правдивая история» убийства Кинга и дискредитировались утверждения Коретты Скотт и других сторонников Кинга как Ральф Абернати, о заговоре.
Задачу поставили Уильяму Брэдфорду Хьюи, редактору The American Mercury, который в книге «Он убил мечтателя» (1970) изобразил Рэя в образе конченого расиста, одержимого Кингом и действовавшего в одиночку. Хьюи тесно сотрудничал с уволенным адвокатом Рэя Перси Форманом, который, как оказалось, в начале того же десятилетия также был советником Джека Руби.
Именно эта фигура связывает организованную преступность и правоохранительные органы в единую сеть заговора. Помимо того, что Форман представлял двух самых известных обвиняемых в убийстве той эпохи, он долгое время был адвокатом мафии. Со своей стороны его клиент Джек Руби через владельца ресторана Джозефа Кампизи, в чьем заведении Руби обедал в ночь перед убийством Джона Кеннеди, был связан с преступным кланом Марчелло из Нового Орлеана. В книге Ламара Уолдрона и Тома Хартманна «Наследие секретности: длинная тень убийства Джона Кеннеди» (2009) утверждается, что босс семьи Карлос Марчелло сыграл важную роль в убийстве как Кинга, так и Кеннеди, выступив посредником в сделке по оплате убийства Джеймсу Эрлу Рэю расистом Джозефом А. Милтиром.
Как суммы, так и непосредственное влияние мафии в коридорах американской власти в середине прошлого века — популярная история, которую излагают в художественной форме в культовых фильмах, таких как «Крестный отец». Учитывая масштабы этих связей, было бы неудивительно, если бы теневые епархии правительства, как теперь известно, вовлеченные в незаконную тайную деятельность — такую как COINTELPRO и операция ЦРУ «ХАОС» — обратились к мафии для выполнения определенных заданий: прежде всего те могли предложить услуги опытных киллеров, связанных омертой.
Со своей стороны, Гувер, как известно, десятилетиями отрицал существование мафии, то ли потому, что он был в долгу перед боссами мафии, то ли просто потому, что предпочитал заниматься делами политически неблагонадежных, таких как Кинг.
Неизвестно, предъявят ли когда-нибудь рассекреченные документы неоспоримые доказательства, подтверждающие твердое убеждение семьи Кинг в том, что Рэй действовал не один. Но, несмотря на это, мы знаем, что ФБР и другие подразделения внутренней разведывательной службы прослушивали и преследовали Кинга и многих его близких соратников в течение многих лет вплоть до его убийства. Роль ФБР в хладнокровном убийстве Фреда Хэмптона и широкомасштабные попытки бюро спровоцировать междоусобную рознь внутри черных организаций также не вызывают сомнений.
Несмотря на это, ФБР никогда по-настоящему не привлекалось к ответственности за COINTELPRO или другие неконституционные операции. По сей день ФБР продолжает прослушивать телефонные разговоры и проникать за закрытые двери, а также заманивать в ловушки людей всех политических мастей, которых считают неблагонадежными.
Демократическая партия никогда не упускает случая примерить на себя мантию движения за свободу чернокожих, но сегодня она практически не проявляет никакого интереса к обузданию бюро, которое прослушивало и шантажировало Кинга и, возможно, даже сыграло свою роль в его убийстве. Это потому, что эта неподотчетная организация оказывается полезной в преследовании врагов партии среди правых политических сил, которые в последние годы активно преследуются.
Вынося за скобки полноценную расплату за преступления внутренней разведки, включая ее возможную причастность к убийству доктора Кинга — моего родственника и одного из величайших политических героев Америки — такие злодеяния, несомненно, будут продолжаться.