Прогресс в сфере борьбы с детскими браками замедлился по всему миру, но наиболее остро это ощущается в странах Африки к югу от Сахары и в Южной Азии, где несмотря на определенные достижения, каждая четвертая женщина выходит замуж в возрасте до 18 лет, сообщает пресс-центр ООН.
На полное искоренение потребуется 200 лет
Несмотря на устойчивое снижение числа детских браков в последнее десятилетие, многочисленные кризисы, включая конфликты, климатические потрясения и последствия пандемии COVID-19, угрожают свести на нет с трудом достигнутые успехи. Об этом говорится в опубликованном сегодня докладе ЮНИСЕФ.
«Мир охвачен кризисами, которые разрушают надежды и мечты беззащитных детей, особенно девочек, которые должны быть студентками, а не невестами, – отметила Исполнительный директор ЮНИСЕФ Кэтрин Рассел. – Кризисы в области здравоохранения и экономики, эскалация вооруженных конфликтов и разрушительные последствия изменения климата вынуждают семьи искать ложный выход в детском браке».
Согласно последней глобальной оценке, во всем мире примерно 640 миллионов девочек и женщин, живущих сегодня, выходили замуж детьми – женами становятся в среднем по 12 миллионов девочек в год.
Доля молодых женщин, которые вышли замуж в детстве, снизилась с 21 процента до 19 процентов с момента публикации предыдущего доклада пять лет назад. Однако, несмотря на этот прогресс, для достижения Цели устойчивого развития – искоренения детских браков к 2030 году – глобальное сокращение должно происходить в 20 раз быстрее.
Стагнация в искоренении детских браков
Странам Африки к югу от Сахары, которые в настоящее время занимают второе место в мире по доле детских браков (20 процентов), при нынешних темпах потребуется еще 200 лет, чтобы покончить с этой практикой. Эксперты предупреждают, что стремительный рост населения, наряду с продолжающимся кризисом, приведет к увеличению числа детских браков.
Латинская Америка и Карибский бассейн также отстают в достижении поставленной цели и к 2030 году займут второе место в мире по количеству детских браков. После периодов стабильного прогресса Ближний Восток и Северная Африка, а также Восточная Европа и Центральная Азия также находятся в состоянии стагнации.
В то же время Южная Азия продолжает играть ведущую роль в глобальном сокращении числа детских браков и находится на пути к искоренению детских браков примерно через 55 лет, отмечается в докладе.
Однако в этом регионе по-прежнему проживает 45 процентов всех детей-невест в мире. Хотя в последние десятилетия Индия добилась значительного прогресса, на ее долю по-прежнему приходится одна треть от общего числа детских браков в мире.
Последствия детского брака
Девочки, которые выходят замуж в детстве, сталкиваются с негативными последствиями, которые они ощущают всю жизнь. У них меньше шансов закончить школу, а ранняя беременность представляет опасность для их здоровья.
Детский брак может также изолировать девочек от семьи и друзей и лишить их возможности участвовать в жизни общества, что тяжело сказывается на их психическом благополучии.
Во всем мире конфликты, стихийные бедствия, связанные с климатом, и продолжающееся воздействие пандемии COVID-19 – особенно растущая бедность и снижение доходов – способствуют росту количества детских браков, а также затрудняют доступ девочек к медицинскому обслуживанию, образованию, социальным услугам и поддержке.
Девочки, живущие в нестабильных условиях, в два раза чаще вступают в детские браки, чем в среднем в мире, отмечается в исследовании. На каждое десятикратное увеличение числа смертей, связанных с конфликтами, приходится 7-процентное увеличение количества детских браков.
Изменение климата
Усугубляют ситуацию и экстремальные погодные явления, вызванные изменением климата: каждое 10-процентное отклонение в количестве осадков связано с увеличением распространенности детских браков примерно на 1 процент.
«Мы доказали, что прогресс в деле искоренения детских браков возможен. Для этого необходима неизменная поддержка уязвимых девочек и семей, – подчеркнула Рассел. – Мы должны сосредоточиться на том, чтобы девочки продолжали учиться в школе и чтобы у них были экономические возможности».