Мойка двигателя – одна из самых спорных процедур автомобильной гигиены, и многие автолюбители могут припомнить истории, когда эта затея плохо кончалась… Впрочем, основная причина проблем – многочисленные типичные ошибки, которые можно избежать. Что говорят эксперты:
Можно ли вообще никогда не мыть моторный отсек? Он же скрыт от посторонних глаз под капотом? Ответ прост – мыть все равно придется, например, перед прохождением очередного ТО или продажей автомобиля. Другое дело – нужно ли регулярно очищать двигатель, а также все подкапотное пространство от скапливающихся там разнородных загрязнений?
Как показывает практика, от грязной «подкапотки», как ее называют на водительском сленге, один только вред: ухудшение теплообмена двигателя, ускоренная коррозия контактов, утечки высокого напряжения и, как следствие – пропуски зажигания, а также риск возникновения пожара из-за разъедания грязью электроизоляции. Кроме того, загрязнения усложняют любой ремонт. Мастер тратит много времени только на очистку узла или агрегата от масляно-пылевой «шубы» с помощью щетки и бутылки с бензином. Автовладелец при этом тоже страдает, исправно оплачивая лишние нормо-часы. А как вам неприятные запахи в салоне, когда невидимые на грязных поверхностях потеки масла или антифриза попадают на горячий коллектор и этот «аромат» затягивает в вентиляцию? Ведь, согласитесь, на чистом двигателе быстрее обнаруживаются многие неисправности, связанные с утечками технических жидкостей.
Да и при продаже машины ухоженный моторный отсек наверняка акцентирует на себе внимание покупателя и, возможно, отвлечет его от придирок к иным недостаткам.
Мойка моторного отсека – вполне заурядное мероприятие, и ничего вредного в нем нет, если следовать ряду определенных правил. Несмотря на то что официальные ремонтные регламенты автопроизводителей эту процедуру не предусматривают, она не представляет опасности. Поскольку все узлы и агрегаты, находящиеся в подкапотном пространстве, включая электрические и электронные, в достаточной мере защищены от проникающей влаги, ибо густой влажный туман и обильные брызги воды являются нормой при эксплуатации автомобиля в дождь и слякоть. Если бы мойка двигателя была опасной, мы бы регулярно сталкивались с бесчисленным количеством неисправностей от обычных поездок по лужам. Однако этого, к счастью, не происходит. Тем не менее истории об отказах и поломках, возникающих от мойки, знакомы очень многим автовладельцам, и причиной в большинстве случаев являются они сами…
Как выглядит типичная мойка моторного отсека? В виде цепочки цепляющихся друг за друга ошибок!
Ошибка первая
Во-первых, многие не заморачиваются и начинают мыть двигатель, разогретый до рабочего режима – 90 градусов и выше. Резкие перепады температур вызывают возникновение мелких щелей в плотных соединениях, куда попадает влага, да и просто физические деформации горячих деталей вполне возможны. Может треснуть коллектор, клапан EGR, лопнуть пластиковая крышка клапанов, корпус катушки зажигания и т. п. Перед мойкой подкапотного пространства обязательно дайте мотору остыть до 50-60 градусов.
Ошибка вторая
Во-вторых, в большинстве случаев в качестве моющего средства используется тот же состав, что предназначен и для бесконтактной мойки кузова – универсальное щелочное средство в слаборазбавленном, концентрированном виде. Это средство далеко не всегда вымывает все подкапотные загрязнения, но способно повреждать краску, резину, некоторые полимеры – в том числе эластичные уплотнители в электрических узлах. Мы рекомендуем использовать специальные средства, предназначенные для мойки подкапотного пространства и двигателя.
Ошибка третья
Третья ошибка – смывание этого состава водой под высоким давлением, моечным пистолетом с предельно близкого расстояния. Чтобы эффективно сбить наросты смешанного с пылью и песком масла и окислов, двигатель и агрегаты обильно проливаются водой. Настолько мощно и обильно, что зачастую не выдерживают даже качественные уплотнения, и влага проникает внутрь электрических разъемов, где при работе электрики с участием воды начинается электрохимическая коррозия, приводящая к ухудшению и потере контакта. Особенно это вредит немолодым машинам, многие уплотнения которых с годами потеряли упругость и эластичность.
Что же получается: с одной стороны нельзя доверять свой автомобиль непрофессионалам, чтобы ему не навредить, а с другой – без регулярной очистки трудно избежать дальнейших серьезных проблем и немалых затрат на ремонт.
Как же помыть мотор без вреда и последствий? Легко и просто, если не совершать трех вышеописанных ошибок. Просто необходимо использовать специальные очищающие средства, которые эффективны именно против подкапотных загрязнений и при этом гарантированно ничему не навредят. Также особенность этих средств состоит в том, что смывать их можно относительно легкой струей воды, без риска загнать влагу в разные «интимные» места. Для смывания нанесенных спецсредств достаточно слабого давления моечного пистолета, а не слишком «уделанный» мотор можно обмыть и просто водой из шланга на даче. Ну и температура мотора должна быть именно такой, какая обозначена на упаковке флакона с моющим составом. При правильной температуре и загрязнения максимально разрушатся и размягчатся, и вреда не будет!
Зачем мыть мотор и подкапотное пространство
Даже полностью исправный двигатель без потеков масла и других рабочих жидкостей обязательно нуждается в полноценной мойке. Это обусловлено следующими причинами:
- В ходе продолжительной эксплуатации на двигателе может образовываться большой слой грязи и пыли. Он является своеобразным теплоизолятором, блокирующим охлаждение мотора.
- Чистый моторный отсек красиво выглядит, при этом он создает дополнительные удобства во время ремонтных работ. Сотруднику СТО будет легче произвести замену свечей, фильтров, масла и других рабочих жидкостей. Грязный двигатель послужит причиной неопрятности автомеханика, поэтому понизит качество предоставляемых услуг.
- Грязный мотор может привести к возникновению пожароопасной ситуации. Перегрев, повреждение выпускного коллектора или прорыв выхлопных газов могут стать причиной возгорания горючих паров.
- Вычищенный моторный отсек позволяет оперативно обнаружить места потеков, соответственно, быстро устранить их.
- Чистота под капотом дает больший шанс продать автомобиль. Большинство водителей при покупке подержанного транспортного средства обязательно осмотрят двигатель, а наличие грязи произведет на покупателя отрицательный эффект.
Мойку двигателя необходимо проводить регулярно. Сделать это могут на автомойке, но выполнить эту процедуру аккуратно и деликатно может каждый человек в домашних условиях.
Подготовка автомобиля
Мойку двигателя рекомендуется производить в сухой и теплый день. Это связано с необходимостью быстро избавиться от повышенной влажности после мытья. Справиться с загрязнениями помогут всевозможные специализированные средства: моющие жидкости в распылителях, аэрозоли или «мягкий» автошампунь. Средство с распылителем позволяет дозировать наносимый раствор на мотор.
Чем не стоит мыть двигатель:
Классическое моющее средство для очистки посуды не подойдет. Они содержат агрессивные вещества, которые повредят пластиковые или резиновые компоненты мотора. Отдайте лучше его своей жене. Она знает что с ним делать.
Использование средств для мытья кузова строго запрещено. Они содержат в своей основе кислоту, которая может нанести существенные повреждения металлическим частям двигателя. Также исключено использование дизельного топлива и бензина. Они относятся к классу легковоспламеняющихся веществ, соответственно, могут стать причиной пожара.
Нехитрый набор инструментов:
К инвентарю для мойки стоит добавить резиновые перчатки, скотч и полиэтиленовую пленку, различные тряпки, пару губок и щетку с мягкой щетиной. Использование жестких щетин приведет к небольшим царапинам мягких поверхностей.
Процесс мойки мотора авто включает в себя несколько обязательных шагов:
- Необходимо выключить двигатель и дождаться пока он остынет. Если этого не делать, то деформация головки блока цилиндров обеспечена. Это произойдет из — за резкого охлаждения от холодной струи воды.
- Отключение клемм с аккумулятора. В случае невыполнения этого шага, клеммы могут окислиться, после чего использование аккумулятора будет затруднительным.
- Потом нужно защитить уязвимые к влаге компоненты в моторном отсеке. Необходимо изолировать воздушный фильтр, свечи, различные датчики, а также все элементы электрической цепи внутри моторного отсека. При наличии заводских наклеек на моторе, их необходимо заклеить. В этой задаче поможет скотч и полиэтиленовая пленка. Допустимо использование фольги или водоотталкивающих аэрозолей.
Подготовив автомобиль, следует развести раствор моющего средства. Наберите ведро теплой воды и добавьте моющего средства. На 1 литр жидкости в среднем 60 миллилитров моющего. Обязательно ознакомьтесь с инструкцией на этикетке.
Полученный раствор осторожно (с помощью кисточки) разбрызгайте по поверхности мотора. Мыть мотор следует губкой, предварительно смочив ее в чистящем растворе. Поступательными движениями следует оттирать загрязнения. В труднодоступных местах рекомендуется использовать зубную щетку. Ее применение безопасно для металлических и пластиковых поверхностей.
Заключительный шаг – смывание моющего раствора с двигателя. Во время этой процедуры необходимо проявить осторожность, чтобы не допустить попадания воды в электрические цепи, даже при том факте, что они защищены пленкой. Желательно использовать слабую струю воды, но лучше производить очистку поливом из ведра.
Использование аппарата подачи воды под высоким давлением несет риск повредить компоненты мотора.
Полностью удалив моющее средство со всех участков, убедитесь в отсутствие загрязнений. При необходимости повторите процесс.
Сушка двигателя
Выполнив мойку, обязательно нужно высушить мотор. Для этого подойдут бумажные полотенца или сухие тряпки. Тщательно протрите все места в моторном отсеке. При попадании воды на электроконтакты надо просушить их. Затем необходимо убрать поставленную защиту из скотча и полиэтиленовой пленки.
Оптимальным вариантом будет применение такого аппарата, как воздушный компрессор. Он ускорит процесс просушки, чем сэкономит ваши силы. Альтернативой этому устройству является обычный пылесос, оснащенный режимом выдувания воздуха.
Подключив клеммы аккумулятора, заведите транспортное средство. Убедитесь в корректной работе.
Если вы шаг за шагом четко выполните описанные шаги, у вас не возникнет проблем с мойкой автомобиля.
Что в моторном отсеке надо мыть обязательно?
Есть в передней части моторного отсека ряд элементов, которые действительно нуждаются в мойке. Это радиаторы. Их количество на самых сложных автомобилях может немного шокировать. Радиатор охлаждения двигателя, масляный радиатор двигателя, радиатор коробки передач, радиатор гидроусилителя руля, интеркулер и конденсатор системы кондиционирования — все они страдают от загрязнения, но обычно раньше всех по потоку воздуха стоит теплообменник системы кондиционирования. Поэтому на мойке радиаторов фирмы, обслуживающие кондиционеры, съели самую большую собаку. К ним советую и обращаться. Только надо проследить, чтобы они закрыли от струй воды переднюю часть двигателя и электродвигатель вентилятора не затопили.
Ну а если эксплуатируется машина давно и пора менять охлаждающую жидкость в системе, то есть смысл демонтировать радиатор и промыть его снаружи и изнутри, а заодно и всю систему охлаждения.