В конце 80-х годов опасения, что госструктуры будут контролировать зарождающийся интернет, привели к возникновению движения шифропанков.
Эти интернет-активисты выступали за конфиденциальность в киберпространстве.
Шифропанки совершенствовали технологии криптографии, которые сегодня лежат в основе криптовалют и известных проектов Tor и WikiLeaks. «Системный БлокЪ» написал, как шифропанки хотели изменить общество и интернет.
За что боролись шифропанки
Чтобы веб не стал источником подавления свобод, последователи Мэя и Хьюза выступали за совершенствование и распространение криптографии — технологии защиты данных при помощи их шифрования. Тимоти Мэй в своем «Манифесте криптоанархиста» (1988) сравнивал развитие криптографических методов с распространением книгопечатания и подчеркивал, что они полностью изменят природу корпораций и вмешательства государства в экономические операции.
Через несколько лет Эрик Хьюз в «Манифесте шифропанка» (1992) продолжил эту мысль, обозначив способы, которыми движение защищает данные в интернете: анонимная пересылка почты, электронные деньги и цифровые подписи.
Кто участвовал в движении
В этом протестном движении участие студентов было незначительным. Из анализа анонимных рассылок шифропанков известно, что на момент 90-х годов это были люди возраста 26-40 лет. Большинство из них получили образование в сфере информатики и технических наук. При этом немалая доля участников приходилась на выпускников юридических факультетов.
Удивительное количество юристов исследователь шифропанка Крейг Джарвис (Craig Jarvis) объясняет либо их вниманием к развитию технологий, либо профессиональным интересом к гражданским свободам в зарождающемся интернете. Места работы шифропанков в целом совпадали с их профилем образования, хотя среди них встречались представители профессий, далеких от компьютерных технологий — например, журналисты и даже архитекторы.
Идеология шифропанков
Технологии и идеи шифропанков затрагивали не только Интернет, но и политические, экономические и правовые вопросы. В то же время шифропанки, по замечанию исследователей, больше ценили творчество, чем теоретизирование и их сообщество не отличалось идейным единообразием. Можно обозначить лишь две точки идеологического консенсуса шифропанков.
1. Конфиденциальность
Шифропанки рассматривали конфиденциальность как базовое и неотъемлемое право человека. В своем манифесте Эрик Хьюз подчеркивал необходимость конфиденциальности для открытого общества и определял ее как способность избирательно раскрывать себя миру. Защита приватности и секретности данных была главной мотивацией шифропанков для совершенствования криптографии.
Впоследствии Джуллиан Ассанж (Julian Paul Assange), единственный шифропанк не из США, сместил этот фокус в сторону прозрачности. Модель «WikiLeaks», его проекта по публичному обнародованию секретных документов государств и корпораций, действовала по принципу «конфиденциальность для слабых, прозрачность для сильных», тем самым показывая важность шифрования для обнаружения злоупотреблений.
2. Государство
Большая часть шифропанков причисляла себя к сторонникам либертарианства и анархизма. Ключевой ценностью этих идеологий является не демократия, оформленная в рамках институтов, а свобода, единственный враг которой — государство. Поэтому главной целью шифропанков была борьба с правительством. Они были убеждены, что государственное регулирование криптографии должно быть невозможно, а само присутствие государства в интернете — ограничено. Степень ограничения при этом оставалась предметом дискуссий.
Шифропанки были недовольны не только правительством. По мнению некоторых из них, налоговые сборы уходили на содержание тех, кто был менее продуктивным и способным, чем они сами. Речь шла об обычных гражданах. Часть шифропанков рассматривала себя в качестве интеллектуальной элиты и стремилась изолироваться от большинства. Тем временем другая часть, во главе с Ассанжем, считала необходимым больше сосредоточиться на правительстве, а не на тех, кто его избирает.
Чем вдохновлялись шифропанки
Шифропанки вдохновлялись не только политическими идеологиями. Сильное влияние на мировоззрение этого движения также оказали научная фантастика, хакерская этика и контркультура.
Хакерская этика
Политические воззрения шифропанков во многом определялись хакерской этикой. Для Тимоти Мэя и его сторонников важным источником вдохновения послужило участие в их движении одного из первых хакеров интернета — Джона Дрейпера (John Thomas Draper), известного под псевдонимом «Captain Crunch».
Дрейпер поддерживал в рядах шифропанков дух недоверия властям, стремление оспаривать авторитеты и выходить за общепринятые рамки. Он обеспечивал связь нового движения с культурой хакеров, главные принципы которой: свободный доступ к технологиям, практический императив, бесплатность информации, были основополагающими в деятельности шифропанков. Подробнее о хакерах и их культуре можно прочитать в нашей статье «Хактивизм: кто и как ведет борьбу в киберпространстве».
Научная фантастика
Поклонение хакерской культуре нашло отражение в значимых для шифропанков литературе и кино. Первые криптоанархисты очень любили книги и фильмы, в которых хакеры подвергаются репрессиям со стороны государства, при этом процветают в киберпространстве и воюют там против диктатуры. Романы «Подлинные имена» Вернора Винджа, «Игра Эндера» Орсона Скотта Карда и «Нейромант» Уильяма Гибсона высоко ценились шифропанками и считались источниками их мировоззрения. Эстетика киберпанка этих произведений дала имя движению, хотя Мэй и его сторонники признавали, что они очень далеки от того, что принято считать «панковским».
Особую значимость для шифропанков также имел роман-антиутопия «1984» Джорда Оруэлла. Мир Старшего Брата представлялся ими как будущее, ставшее возможным благодаря порабощению технологий властями. Антигосударственный настрой проявлялся и в интересе Тимоти Мэя к знаменитому роману Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Основатель шифропанков видел в нем идеальный пример общества, в котором экономические операции совершались непосредственно между людьми, без участия государства.
Протестная культура
Шифропанки верили в один из топосов контркультуры — возможность создать техносоциальное общество, в котором машины служат людям, а люди, в свою очередь, служат машинам. На их мировоззрение сильно повлияли популярные во второй половине XX века идеи о кибернетике и общественной системе, политически децентрализованной и саморегулируемой. При этом в их рядах можно было встретить представителей антивоенного движения, несколько раз арестованных в 80-е годы за участие в протестах против ядерных испытаний.
Как движение развивается сейчас
Основная деятельность шифропанков пришлась на 1990-е годы. За это время они успешно провели борьбу с правительством США против регулирования шифрования и превратили свою анонимную рассылку в один из центров дискуссий о развитии интернета. Однако в 2001 году создатель этой рассылки Джон Гилмор (John Gilmore) закрыл ее первоначальный список. Считается, что к тому моменту интернет перестал восприниматься как автономное пространство и стал частью повседневной жизни. В этом свете радикальный настрой шифропанков потерял актуальность.
Криптография, тем не менее, на этом не умерла. Пик деятельности Ассанжа пришелся на нулевые, а другие активисты продолжили развивать технологии шифрования. Так, в 2008 году был создан Bitcoin, в первоначальной разработке которого принимали участие и те, кто в 90-е считался шифропанком. В конечном счете сам термин «шифропанк» вышел за рамки одного сообщества и стал распространяться на всех интернет-активистов, изучающих криптографические методы для защиты данных.