Почему грузинские и российские воры в законе больше не «коронуют» казахстанских криминальных авторитетов и как полицейские борются с организованной преступностью в Казахстане, рассказывает Orda.kz
«Лидер кыргызской ОПГ по прозвищу Камча не содействовал побегу бывшего начальника Департамента полиции Алматинской области Серика Кудебаева в Турцию. Российские криминальные авторитеты не укрываются в Казахстане от мобилизации. Азербайджанские и грузинские воры в законы не имеют влияния на территории нашей страны, так как мы пресекаем все их попытки установить здесь свою власть!» – заявил в интервью нашему изданию начальник Департамента по борьбе с организованной преступностью МВД РК Канат Нурмагамбетов.
Таким образом он опроверг сенсационные сообщения некоторых СМИ о причастности к бегству в марте 2023 года генерала Кудебаева кыргызского авторитета и расширении влияния крёстных отцов родом из Кавказа и России на казахстанский криминалитет. Полковник полиции призвал журналистов и блогеров проверять достоверность информации перед публикацией и не вестись на дешёвый хайп.
Вместе с тем Канат Нурмагамбетов признаёт существующие проблемы своего ведомства. Например, резкую активизацию в последнее время деятельности молодёжных преступных группировок, сложности с экстрадицией находящихся в международном розыске членов ОПГ и неукомплектованность региональных подразделений ДБОП.
В 1997 году в структуре МВД были образованы управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП – Прим. ред.). Это были крупные по численности личного состава оперативные подразделения, которые имелись в каждом городском и областном департаменте полиции. Они хорошо зарекомендовали себя в первые годы существования, поэтому служить там считалось престижно.
Однако начиная с 2015 года УБОПы стала сотрясать череда громких коррупционных скандалов, связанных с крышеванием бандитов. А это отрицательно сказывалось на имидже правоохранительных органов, поэтому в ноябре 2018 года УБОПы были расформированы под соусом «неактуальности их содержания». Министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев позже заявил, что раз в стране нет былого разгула организованной преступности, то не имеет смысла содержать многочисленные УБОПы. Их спокойно могут заменить на местах компактные отделы и отделения.
Время показало, что решение о ликвидации УБОПов было преждевременным и ошибочным, так как мафия в Казахстане никуда не делась. Она просто приобрела другие формы и стала действовать не столь нагло и открыто, как в лихие 90-е. Проблема заключалась в том, что малочисленные отделы по борьбе с оргпреступностью едва справлялись с нагрузкой, поскольку им не хватало сил и средств. Поэтому назрела необходимость в создании нового подразделения МВД, которое бы координировало их работу.
«5 июля 2022 года по поручению главы государства приказом министра внутренних дел был образован наш департамент по борьбе с организованной преступностью. Мы являемся самостоятельным оперативным подразделением и подчиняемся главе МВД и его заместителю. В штате подразделений по борьбе с оргпреступностью насчитывается свыше 100 сотрудников, точную цифру я не могу вам назвать, так как это закрытая информация», – говорит Нурмагамбетов.
Поскольку ДБОП существует меньше года, то рано судить об эффективности работы его личного состава. Можно только представить общую картину, опираясь на данные МВД. А они гласят, что в 2022 году против преступных сообществ было возбуждено 36 уголовных дел, 155 активных членов группировок и 24 лидера были привлечены к уголовной ответственности. 15 находящихся в розыске членов ОПГ задержаны.
«В ДБОП отличная материально-техническая база, хорошая зарплата и соцпакет, поэтому жаловаться не приходится. Это, в свою очередь, сводит к минимуму коррупционные риски: раз созданы все условия для работы, то какой резон нашим сотрудникам нарушать закон? Все наши усилия направлены на борьбу с оргпреступностью по всех её проявлениях», – отметил Нурмагамбетов.
Полковник назвал основные направления деятельности ДБОП – борьба со сводничеством, порнографией, вымогательством, торговлей и похищением людей, а также разработка криминальных авторитетов. Есть результаты успешной работы по всем этим пунктам.
«В начале января 2023 года мы совместно с КНБ, а также российскими правоохранителями провели в Байконуре спецоперацию по задержанию 18 участников транснациональной ОПГ. Они специализировались на вымогательстве и похищении людей с целью выкупа и орудовали в течение двух лет. Основной костяк преступной группировки составляли граждане Казахстана, некоторые из них ранее судимы. Главарём был российский криминальный авторитет, тоже судимый. Следствие по делу этой ОПГ всё ещё продолжается», – сказал спикер.
Наш собеседник также рассказал о нейтрализации другой ОПГ в марте 2023 года. В Карагандинской области тогда были задержаны 40 человек по подозрению в крупных хищениях металла с предприятия «АрселорМиттал Темиртау». Среди них были сотрудники охраны этого предприятия. ДБОП вышел на след банды после того, как между её участниками начались разборки из-за дележа прибыли. Одна из перепалок закончилась перестрелкой, вот оперативники и стали выяснять, кто её затеял и для чего. Так они и раскрутили ОПГ, тайно похищавшую сырьё с металлургического комбината.
«Ещё мы задержали в Таразе, Кокшетау и Кызылорде членов молодёжных группировок, которые навязывали своё покровительство местным охранным структурам, обеспечивающим безопасность ночных клубов и других увеселительных заведений. Они сами хотели контролировать работу этих заведений, поэтому между бандитами тоже начался передел сфер влияния с вооружёнными разборками. При задержании и обыске домов подозреваемых мы изъяли оружие – травматическое, огнестрельное и холодное. Отмечу, что ранее молодёжные группировки не отличались такой агрессивностью и активностью, как сейчас», – подчеркнул полицейский.
А вишенкой на торте в работе борцов с оргпреступностью стало предотвращение заказного убийства в Астане в марте 2023 года. Житель столицы решил не возвращать долг в 500 тысяч долларов своей родственнице и через своего знакомого вышел на ранее судимого гражданина, который согласился выступить в качестве киллера. По словам полковника, оперативники ДБОП узнали от своих осведомителей о готовящемся преступлении и задержали исполнителя:
«Он пошёл на сотрудничество с нами и назвал имена организатора и заказчика убийства. Чтобы поймать с поличным заказчика, мы попросили жертву, 57-летнюю женщину, подыграть нам. Она конечно, была в шоке, узнав, что её хотел убить родственник, которому она доверяла. Мы загримировали женщину под мёртвую, сфотографировали её, и киллер показал снимок заказчику в качестве якобы подтверждения выполненной работы. Как только тот расплатился, мы сразу задержали его».
Начальник ДБОП выразил мнение по некоторым проблемным аспектам.
Первый связан с отсутствием в Казахстане Закона «Об организованной преступности и рэкете». К примеру, в Грузии такой закон действует с 2005 года. Его уникальность в том, что в нём официально прописаны термины «вор в законе», «воровские разборки», «воровской сход». Кроме того, предусмотрена возможность ареста и осуждения лишь за членство в криминальном сообществе. Стоит задержанному, к примеру, представиться: «Я, Ваха, вор в законе!», как он автоматически подпадает под уголовную статью.
В Казахстане всё обстоит иначе. У нас ни в одном нормативном правовом акте не разъясняется даже значение термина «воровское сообщество», не говоря о других определениях. Нашим правоохранителям нужно собрать веские доказательства того, что такой-то подозреваемый является активным участником или лидером преступного сообщества. Затем суд должен признать его виновным по статье 263 УК РК («Создание и руководство преступным сообществом, а равно участие в нём»). Только после этого бандита отправляют в места лишения свободы.
Другим отличием казахстанского и грузинского законодательств является конфискация имущества. В Грузии по приговору суда отбирают имущество, не только лично принадлежащее вору в законе, но и его ближайшим родственникам – жене, детям, родителям, братьям, сёстрам, падчерицам и пасынкам (Закон «Об организованной преступности и рэкете» даёт чёткое определение, кто относится к ближайшим родственникам лидера или участника воровского сообщества – Прим. ред.). Грузинским полицейским не надо доказывать, что квартира, дом, земельный участок и предметы роскоши вора в законе или членов его семьи были приобретены преступным путём.
В Казахстане же суд может конфисковать только то имущество, что непосредственно принадлежит главарю или активному члену ОПГ. И то правоохранителям надо доказать в ходе следствия, что оно было добыто незаконным путём. Загвоздка в том, что бандиты мало что оформляют на себя. Дорогая недвижимость, автомобили представительского класса, банковские счета и компании зарегистрированы на их родных, поэтому и конфисковывать-то нечего.
Спрашивается: так почему же Казахстану по примеру Грузии не принять Закон «Об организованной преступности и рэкете»? Это же облегчило бы работу самим правоохранителям.
«Я считаю, что в Казахстане нет необходимости в принятии подобного закона, потому что у нас не настолько остро стоит проблема с оргпреступностью, как в некоторых странах. К тому же грузинский закон направлен именно на борьбу с ворами в законе, поскольку у них там много таких граждан. У нас в Казахстане только два вора в законе – это Серик Голова и Лёха Маймыш. Один сейчас отбывает наказание за вымогательство в Казахстане, второй сидит за наркотрафик в России», – говорит Нурмагамбетов.
Второй момент. В Казахстане нет запрета на пропаганду тюремной субкультуры, в отличие от России, где он действует с августа 2020 года. Что сделали наши соседи? Три года назад Верховный суд РФ постановил признать международное общественное движение «Арестантское уголовное единство» (АУЕ – Прим. ред.) экстремистской организацией. Теперь любая деятельность, связанная с АУЕ, запрещена на территории этой страны.
В Казахстане же представители АУЕ могут насаждать среди несовершеннолетних воровские и тюремные понятия с помощью интернета и даже раскручивать молодёжь на пополнение бандитского общака. А всё потому, что у нас не запрещено это опасное движение! Почему же МВД не противостоит ему?
«Я считаю, что в Казахстане нет проблемы с пропагандой тюремной субкультуры, поэтому нет необходимости в принятии запрета на деятельность АУЕ. Если в российском сегменте интернета популярны каналы бывших сидельцев, которые рассказывают, как и за что они сидели, какие в колониях существуют неписаные правила и традиции уголовного мира, то в нашей стране такого нет. У нас как-то не принято выносить на весь мир особенности заключения, я даже не знаю ни одного сайта, который специализировался бы на теме зоны. Но если вдруг такой появится, то мы позаботимся о его блокировке, потому что он явно деструктивный!» – говорит Канат Нурмагамбетов.
Ещё одна актуальная и злободневная проблема – принятие закона о борьбе с торговлей людьми. Сколько граждан Казахстана ежегодно обманным путём вывозят за рубеж, обещая им достойную зарплату и хорошие условия содержания, а на деле заставляя их горбатиться за копейки и жить в тесных комнатках общежитий? Сколько на наших полях, частных подворьях и отгонных пастбищах используется рабского труда подневольных людей, оставшихся по разным причинам без документов и собственного жилья? Это не говоря уже о нелегальных мигрантах-гастарбайтерах из соседних центральноазиатских стран, которые пашут на стройках. Во всех перечисленных случаях с людьми плохо обращаются, и за помощью они могут обратиться только к правозащитникам и журналистам. Что делает МВД для решения этой проблемы?
«В 2022 году МВД по поручению президента разработало проект закона “О противодействии торговле людьми”. В нём мы объединили усилия и полномочия всех заинтересованных госорганов: МВД, Минтруда и соцзащиты, Минздрава, Минобразования и Генпрокуратуры, так как одна полиция не справится. Понимаете, прежде госорганы действовали разобщённо, согласно ведомственным инструкциям и положениям, поэтому результаты их работы оставляли желать лучшего. Если депутаты примут закон «О противодействии торговле людьми», то нам легче всем будет. Хотелось бы также добавить, что ДБОП проводит целенаправленную работу по пресечению каналов вывоза наших граждан за рубеж с целью эксплуатации и успешно сотрудничает с Минтруда и соцзащиты населения для оказания помощи жертвам торговли людьми», – говорит Нурмагамбетов.