Часть 1 статьи 44 Конституции, предусматривает гарантии социального обеспечения за счет государства в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности и потери кормильца, часть 2 этой же статьи устанавливает, что пенсия, социальное пособие и другая социальная помощь обеспечивают уровень жизни не ниже установленного законом размера прожиточного минимума. Конституционный суд дал толкование этой статье:
Любая конституционная норма является составной частью единой и целостной системы. Системное единство конституционных норм заключается в том, что на основе фундаментальных норм-принципов строится юридическое содержание остальных. Иными словами, учредительные нормы составляют основу Конституции, обладают более высоким рангом, и все иные виды конституционных норм функционируют лишь в той мере, в которой не входят с ними в противодействие.
Суть официального толкования Конституции заключается в раскрытии смысла ее отдельных норм в неразрывной, системной взаимосвязи и сопряженности с общими конституционными принципами. В этой связи интерпретация конституционной нормы, осуществляемая Конституционным судом, не ограничивается рамками ее буквального изложения и восприятия.
Часть 1 статьи 44 Конституции, предусматривает гарантии социального обеспечения за счет государства в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности и потери кормильца, часть 2 этой же статьи устанавливает, что пенсия, социальное пособие и другая социальная помощь обеспечивают уровень жизни не ниже установленного законом размера прожиточного минимума.
Указанные конституционные нормы находятся в непосредственной связи с другой конституционной установкой, согласно которой, социальная деятельность государства не должна принимать форму государственного попечительства, ограничивающего экономическую свободу, активность и возможности гражданина самому достигать экономического благополучия для себя и своей семьи (часть 5 статьи 44).
Кроме того, нельзя забывать о том, что Конституция, гарантируя каждому право на экономическую свободу, свободное использование своего имущества для любой экономической деятельности, не запрещенной законом, выбирать род деятельности и профессию, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, результатами своей деятельности подтверждает свою приверженность идеям либерализма.
Либеральные ценности государства, основанные на признании незыблемости частной собственности, свободной конкуренции, предпринимательства и отмене всяческих ограничений со стороны государства для частной инициативы не просто предоставляют каждому неограниченную возможность достижения уровня жизни соизмеримо его способностям, но и оставляют за государством роль всего лишь регулятора жизнедеятельности общества.
Будучи регулятором, государство, используя налоговые, бюджетные, кредитные и административные инструменты осуществляет не более чем перераспределение полученных им доходов для выполнения возложенных на него функций, в том числе, по содержанию нетрудоспособной части населения.
Социальная политика такого государства никак не может не зависеть от экономических возможностей, поскольку объем ресурсов, которые оно способно направить на выполнение своих социальных обязательств, всецело зависит от результатов экономической активности всего общества. Государство не является собственником всего произведенного обществом продукта, соответственно, не вправе полноценно распоряжаться им.
Тем самым, реализуемость социальных прав граждан зависит не только от наличия юридических гарантий, но и от материальной составляющей, под которой понимается совокупность экономических факторов, делающих эти права реальными.
Такая взаимообусловленность означает, что либеральное начало первично и приверженность принципам социального государства не может превалировать над ним.
Вышеизложенное означает, что государство, на которого возлагается выполнение и других конституционно значимых задач, обязано соизмерять свои обязательства в сфере социальных гарантий со своими экономическими возможностями.
При этом политика государства должна поступательно вести к достижению такого уровня экономического роста, которая позволит осуществлять социальные выплаты уязвимым категориям граждан в объеме, необходимом для удовлетворения жизненно необходимых потребностей.
Выработанная Конституционным судом позиция не только соответствует системной связи основополагающих конституционных установлений, но и в полной мере отвечает действующим международным стандартам в области прав человека на социальное обеспечение.