Заморозил ли Евросоюз активы Российско-Кыргызского фонда развития?

Автор -
221

    Издание Economist.kg сообщило, что Евросоюз заморозил активы Российско-Rыргызского фонда развития. По данным издания, для решения этого вопроса в Брюссель направилась делегация кыргызского правительства.

    Руководство фонда и профильных министерств информацию не подтвердило, но и не опровергло. Фонд, оказывающий финансовую поддержку кыргызстанским предпринимателям, был создан в 2014 году по соглашению правительств России и Кыргызстана. Что же произошло с активами Фонда? Об этом рассказал Азатттык.

    Сообщение о заморозке активов

    Новость об заморозке активов Российско-Кыргызского фонда развития опубликовало местное издание Economist.kg со ссылкой на свои источники в правительстве.

    По данным издания, правительственная делегация Кыргызстана провела переговоры с руководством Евросоюза по разблокировке активов фонда.

    «Кабмин направил в Брюссель правительственную делегацию для переговоров с властями ЕС по вопросу активов Российско-Кыргызского фонда развития, которые были заморожены в бельгийской финансовой структуре Euroclear Bank S.A./N.V. В состав делегации вошли министр экономики Данияр Амангельдиев, министр финансов Алмаз Бакетаев и министр юстиции Аяз Баетов, а также представители кабмина и РКФР», — написал Economist.kg

    По данным издания, делегация вылетела в Европу 18 июня и на момент публикации новости 22 июня все еще находилась там. Однако ни кабмин, ни руководство фонда эту информацию не подтвердили. В то же время они не опровергли эту новость.

    23 июня глава РКФР Артем Новиков в интервью «Азаыттыку» заявил, что не может дать никакой информации, лишь отметив, что «находится на своем рабочем месте и за последнюю неделю никуда не летал».

    Ничего не рассказал о блокировке активов Российского-Кыргызского фонда развития и министр экономики Данияр Амангельдиев. Он подтвердил, что был в Европе, но уточнил, что правительственная делегация участвовала в заседании Парижского клуба во Франции.

    Парижский клуб является неофициальной межправительственной организацией стран-кредиторов, которая занимается реструктуризацией задолженностей развивающихся стран.

    Кыргызстан на последнем заседании предложил обмен долгов на экологически и социально значимые проекты. В пресс-службе кабинета министров сообщили, что делегация вернулась в Бишкек 23 июня.

    Тень возможных санкций

    Российско-Кыргызский фонд развития создан соглашением между правительствами Кыргызстана и России, подписанным в 2014 году. Утверждалось, что институт будет способствовать интеграции Кыргызстана в ЕАЭС. Фонд начал работу с уставным капиталом в 500 млн долларов, позже сообщалось, что он увеличен до 1 миллиарда. Согласно данным, опубликованным на сайте РКФР, по состоянию на 1 мая 2023 года фонд профинансировал 3 317 проектов на сумму 518 млн долларов.

    Как видно из отчетов компании, в этот период они инвестировали оставшиеся средства в ценные бумаги государственных и корпоративных эмитентов, а также в кредитные инструменты международных финансовых институтов.

    Именно эти средства могут быть активами, замороженными в Бельгии, поскольку компания Euroclear занимается купле-продажей и хранением ценных бумаг.

    Аймен Касенов, работавший советником председателя фонда на момент его открытия, а позже ставший членом правления, рассказал следующее о работе РКФР:

    «По регламенту работы Российско-Кыргызского фонда развития он имел право направлять свободные деньги на акции российских нефтяных компаний. Потому что до выдачи кредита деньги просто лежат, а если их вкладывать, то можно получить прибыль. Когда деньги нужны были для проектов, то акции продавали. Насколько мне известно, оборот денег должен был происходить в России. Как они попали в Бельгию, я не понимаю. Если это большая сумма, то возникает вопрос, почему ее так долго не раздавали нашим предпринимателям? Если сейчас активы действительно заморожены, то их нужно возвращать путем переговоров. Хоть в отношении России и введены санкции, но их ведь не вводили в отношении Кыргызстана. Фонд только называется российско-кыргызским, на самом деле Россия выдала деньги, которые поступили в Национальный банк Кыргызстана и были перечислены в фонд. Это наши средства, и это нужно хорошо объяснить соответствующим европейским органам».

    Согласно отчетам Российско-Кыргызского фонда развития, по состоянию на 31 декабря 2021 года в инвестиционные ценные бумаги было вложено 340 млн долларов, а на 31 декабря 2022 года эта сумма сократилась до 80 млн долларов.

    Кроме того, в разделе «другие активы» указано, что имеется 153 миллиона долларов. Возможно, сейчас речь идет именно об этой сумме.

    Эксперт по финансам Асланбек Кененбаев поделился с «Азаттыком» своим мнением:

    «В Кыргызстане мало хороших компаний и компетентных предпринимателей, а хорошие проекты встречаются редко. Я знаю, что из-за малого количества достойных проектов Российско-Кыргызский фонд развития не может распределить все свои средства. Деньги не должны просто так лежать, они должны работать. В Кыргызстане нет валютных инструментов для оборота этих денег. Поэтому, наверное, они работали с ценными бумагами через еврооблигации или другие финансовые институты. Но меня удивляет, что они вкладывали в европейские институты. Это ведь российский фонд, а страны Запада вводят санкции против всех компаний, связанных с Россией. Руководство фонда должно было понимать, что есть риск. Сейчас риски есть во всех компаниях, связанных с Россией. Например, если в совете директоров кыргызских банков есть гражданин России, то сразу возникает проблема. Поэтому наши банки открывают корреспондентские счета не в России, а в Китае, Южной Корее, Турции и других странах и пытаются через них работать с валютой».

    Запад начал вводить санкции в отношении России еще 9-10 лет назад, но с момента российского вторжения в Украину в 2022 году введены несколько пакетов новых санкций. Большинство из них связаны с финансовыми ограничениями.

    Россия же с помощью стран-партнеров, в основном через Центральную Азию, начала попытки обойти санкции. Граждане России выезжали в такие страны, как Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан или Туркменистан, чтобы получить банковские карты, которые уже не могли получить в России. Так как в Россию перестали ввозить евро и доллары, она также начала покупать иностранную валюту в вышеуказанных государствах.

    Поэтому лидеры стран Евросоюза, США, Великобритании и других стран предложили введение санкций и в отношении стран, помогающих России обойти санкции. Они несколько раз предупреждали страны Центральной Азии, в том числе Кыргызстан. В мае США внесли в «черный список» первую кыргызскую компанию.

    После этого глава Российско-Кыргызского фонда развития Артем Новиков в интервью российскому изданию «РИА Новости» заявил, что бизнес в Кыргызстане не боится вторичных санкций США.

    «У нас экономика страны, производственная деятельность в целом ориентированы на рынки ЕАЭС. Тот случай, который произошел с наложением санкций на кыргызскую компанию, – это скорее исключение, чем практика. Какие-то отдельные компании стараются пользоваться ситуацией, может быть, это в какой-то степени справедливо. Но большая часть той продукции, которая поставляется на рынки РФ, – это продукция производства кыргызских компаний. Очень большой объем внутренних инвестиций вкладывается в ключевые сектора экономики – это и сельское хозяйство, и легкая промышленность, производство строительных материалов, производство промышленной продукции. С учетом этого мы не видим необходимости в каких-то мерах, которые позволяют или не позволяют обходить санкции, потому что рынок РФ сейчас освобождается и кыргызские компании получают уникальную возможность занять нишу европейских компаний, которые уходят с российского рынка. Если мы возьмем легкую промышленность, то сейчас все швейные цеха Кыргызской Республики забиты на полгода вперед, и они все работают на рынок РФ».

    Председатель Европейского Совета Шарль Мишель, посетивший Кыргызстан в начале июня, заявил, что в отношении помощников обхода санкций будут приняты меры. Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, находящийся в эти дни с деловым визитом в Кыргызстане, также затронул этот вопрос на встрече с президентом Садыром Жапаровым.

    Поделиться