Что будет с фабрикой троллей и медиа-империей Евгения Пригожина? СМИ назвали новых владельцев

Автор -
423

    Работа знаменитой на весь мир фабрики троллей Евгения Пригожина парализована уже почти неделю.

    Силовики изъяли технику из всех офисов хозяина ЧВК «Вагнер» в Санкт-Петербурге еще в ходе субботнего мятежа.

    Теперь опрошенные The Bell сотрудники фабрики троллей и многочисленных медиа Пригожина ждут скорой смены владельца. Наиболее вероятным претендентом на эти активы они считают структуры Юрия Ковальчука, пишет thebell.

    Значительная часть медиа и фабрика троллей Пригожина базируются в Петербурге. Так сложилось исторически: в 2013 году именно там, на улице Савушкина, появился большой офис организации, чьи сотрудники начала массово оставлять провластные комментарии в соцсетях, на сайтах СМИ и в YouTube.

    Со временем медиа-активы Пригожина разрастались, но он отрицал свою связь с ними до создания холдинга «Патриот» в 2019 году, чей попечительский совет возглавил. В холдинг вошло ключевое медиа «фабрики троллей» РИА «Федеральное агентство новостей» (ФАН), а также небольшие сайты редакций вроде «Экономики сегодня», «Политики сегодня», «Невских новостей», «Народных новостей» и других. После начала мятежа сайт РИА ФАН заблокировали в России.

    В субботу утром, когда ЧВК «Вагнер» захватил Ростов, большинство работников фабрики троллей и медиа Пригожина в Петербурге, не вышли на работу, рассказывает собеседник The Bell из его холдинга. В бизнес-центр «Лахта-2», куда часть медиа Пригжина переехала в 2017 году, пришли только те, кто «не прочитал новости», продолжает собеседник.

    Вскоре в здании начался обыск, сотрудников собрали в столовой, в это время силовики скручивали корпусы техники, изымали серверы и в конце концов увезли их. «Разгрома не было, выломали одну дверь, но не то чтоб все разворотили, — утверждает источник. — Если вернуть серверы, в принципе можно сразу возобновлять работу». Но пока что работа и троллей, и новостных редакций полностью парализована, утверждает он: «Если вы видите обновления на сайтах и в соцсетях, то это инициатива отдельных команд, централизованного управления больше нет».

    На момент начала мятежа Пригожина управлением его медиа-активами, по словам нескольких бывших и нынешних сотрудников РИА «ФАН», с которыми пообщался The Bell, занимался Илья Горбунов. Его имя в контексте работы пригожинских СМИ упоминается не так часто. Но Горбунов фигурировал, к примеру, в утечке зарплатных ведомостей и отчетов медиа-структур Пригожина, опубликованной в марте этого года центром «Досье». Там Горбунов называется «куратором спецзадач» и фактическим руководителем «Патриота» с 2019 года, а с 2020 года — руководителем и фабрики троллей, и сетки анонимных телеграм-каналов.

    До прихода в холдинг Пригожина Горбунов работал в редакции «Комсомольской правды» в Петербурге, а до этого — в агентстве РИА «Новости», следует из его твиттера. В период работы в «Комсомольской правде» в 2015 году (тогда петербургская редакция этого издания еще позиционировала себя как достаточно свободное медиа) он даже размещал фотографии с плакатами «Нет войне» и украинским флагом.

    «Где он сейчас находится, понимания нет, возможно, уехал из страны, связаться с ним в последние дни не получается», — говорит один из собеседников. На свою страницу во «ВКонтакте» Горбунов в последний раз заходил четыре дня назад. Номер телефона, известный The Bell, неактивен, сообщения на привязанный к нему мессенджер не доходят.

    В начале недели Горбунов вел переговоры с потенциальными новыми владельцами «Патриот», утверждают двое собеседников, работавших с ним. «Но сложно представить, о чем и с кем он сможет договориться, — говорит один из них. — Все-таки он курировал „мочилово“ Беглова, а потом и Минобороны» (медиа Пригожина резко критиковали губернатора Петербурга Александра Беглова, в 2022 году конфликт между Бегловым и Пригожиным стал публичным, а в последнее время — Минобороны и то, как российская армия проявила себя в Украине).

    Большинство сотрудников прекратили работу и интересуются только одним вопросом — получат ли они выплаты за июнь, говорят собеседники в холдинге. Сотрудник редакции одного из СМИ на Северо-Западе рассказал The Bell, что к нему уже обратились несколько человек из структур Пригожина с вопросами об открытых вакансиях.

    «У всех СМИ этого холдинга был только один читатель, и звали его Евгений Пригожин. Вся сетка работала только для того, чтобы этого читателя устраивали новости, которые попадаются ему на глаза, устраивала их интонация и посыл, — говорит один из собеседников The Bell. — Даже отдельную соцсеть „ЯRus“ создали, чтобы и в части социальных сетей он получал приятный для себя контент. А теперь этого читателя нет. Но ресурсы остались, у них все-таки образовалась реальная аудитория, и есть сотрудники с определенным опытом работы. Об уничтожении холдинга и речи не идет, решается вопрос о новом управлении».

    Официально работу медиа Пригожина курировал Аббас Джума. В мае он возглавил попечительский совет холдинга «Патриот», сообщал сам ФАН. До этого совет возглавлял сам Пригожин. По словам одного из собеседников The Bell, уже тогда «было понятно, что Пригожин начинает абстрагироваться и передавать дела». В беседе с «Медузой» Джума сказал, что ему пока «нечего сказать» о будущем медиа, но добавил, что холдинг «подчиняется закону и президенту».

    Джума — давний автор ФАНа, на сайте размещены десятки его текстов. The Bell рассказывал о нем в расследовании об администраторах провоенного телеграм-канале «Рыбарь», с которым Джума тоже сотрудничал. Еще в 2021 году, до начала полномасштабного вторжения России в Украину, структуры Пригожина оплачивали Джуме и другим военкорам, включая «Рыбаря», продвижение нужных тезисов в пабликах, рассказывали собеседники The Bell.

    В одном из документов из той же утечки на сайте «Досье» Джума числятся сотрудником «международного направления», а его руководителем указан один из двух раскрытых The Bell создателей «Рыбаря» — Михаил Звинчук, бывший сотрудник пресс-службы Минобороны. Все собеседники, опрошенные The Bell, полагают, что Джума заручился поддержкой военкоров из телеграм-каналов, в частности, Звинчука, и постарается сохранить свои позиции в холдинге.

    Трое собеседников The Bell из структур Пригожина утверждают, что договоренности о новых кураторах его медиа-империи пока не достигнуты. Во вторник сотрудники медиа Пригожина в Петербурге ожидали ясности и неких объявлений к вечеру, но они не последовали.

    Трое источников The Bell, сотрудничающих с компаниями Пригожина, считают наиболее вероятным новым хозяином холдинга «Патриот» «Национальную медиа-группу» (НМГ) Юрия Ковальчука. «Это общая версия», но о факте переговоров никому из опрошенных The Bell собеседников неизвестно. По этой версии, НМГ получит контроль над активами либо напрямую, либо через посредников. Обе схемы уже многократно опробованы НМГ, в том числе, на медиа-рынке Петербурга. Например, напрямую в структуру в НМГ переходил «Телеканал 78», а через посредников — газета «Деловой Петербург», которую НМГ признала своим активом лишь спустя три года после продажи издания.

    В четверг в анонимных телеграм-каналах начали обсуждать другого кандидата. «Забрать остатки зарегистрированных пригожинских СМИ за 1 рубль при условии сохранения редакционных коллективов на 3 месяца и погашения перед ними задолженности по заработной плате может медиа-холдинг Hearst Shkulev Publishing Виктора Шкулева», написал неизвестный анонимный канал «ВВП: во власти Петербурге», а через 10 минут — репостнул анонимный канал BRIEF с почти полумиллионом подписчиков. В Петербурге Шкулеву принадлежит главное городское медиа «Фонтанка». Сам он на звонки и сообщения The Bell вчера не отвечал.

    Все опрошенные The Bell собеседники уверены, что кто бы не оказался формальным владельцем активов Пригожина, курировать их теперь будут напрямую из администрации президента.

     

    Поделиться