Одним из неявных, но интересных феноменов «Нового Казахстана» является быстрое падение интереса граждан к некогда влиятельным, но попавшим в опалу у действующей власти персонам. Конечно, в том случае если сторонники этой персоны молчат и никак о ней не напоминают. Об этом пишет KZ.expert:
Был ли клан у Карима Масимова? Размышления KZ.expertЕсли говорить о конкретных кейсах, то можно взять, к примеру, дело бывшего председателя Комитета национальной безопасности РК, а до этого дважды премьер-министра РК Карима Масимова.
Еще недавно, всего два года назад, этот человек входил в число самых влиятельных государственных деятелей страны, а его близость к первому президенту РК Нурсултану Назарбаеву гарантировала ему полную неприкосновенность со стороны как закона, так и второго президента РК Касым-Жомарта Токаева. Но сегодня о нем практически все забыли.
По нашему мнению, это вызвано многими причинами, в том числе и явным нежеланием самого Карима Масимова бороться за свою свободу. Но, конечно, не потому, что ему больше нравится сидеть в колонии общего режима для бывших силовиков, пусть и в привилегированных условиях, нежели в просторном служебном кабинете КНБ РК в Астане.
Скорее всего, дело в пресловутой осторожности и незаурядном уме Карима Кажимкановича – он, судя по всему, прекрасно понимает, почему оказался на скамье подсудимых и кому этим лично обязан. И поэтому не видит смысла безрезультатно биться как рыба об лед.
С технической точки зрения это вполне разумное решение, поскольку Карим Масимов 1965 года рождения, тогда как его главный политический противник Касым-Жомарт Токаев родился в 1953 году, то есть старше его на 12 лет.
Кроме того, он вряд ли сможет переизбраться в конце 2029 года, так как, согласно обновленной Конституции, президент избирается только на один срок.
Конечно, не факт, что эта попытка пережить проблему удастся, и Карим Масимов сможет когда-нибудь выйти на свободу живым и относительно здоровым.
Дело в том, что отсутствие интереса со стороны общества делает его практически беззащитным перед произволом любых властей, причем начиная с Акорды и кончая начальством конкретного уголовно-исправительного учреждения.
Почему мы так считаем? Потому что за год и восемь месяцев с момента задержания бывшего премьер-министра РК и председателя КНБ РК никто из его окружения, как близкого, так и дальнего, даже не попытался поддержать своего бывшего шефа, в том числе и там, где от него не требуется большого мужества и денег, например в информационном пространстве страны.
И этот факт уже не оспорим – все без исключения близкие Карима Масимова, включая его родственников и тех, кто называл его Шефом, его предали. И в этом предательстве есть две стороны — субъективная и объективная.
Что касается субъективной стороны, то оценивать ее не видим смысла, так как каждый человек имеет право думать и действовать именно так, как он считает нужным. И единственное, что его может ограничить, это внешние обстоятельства.
Что же касается стороны объективной, то пассивность людей из окружения Карима Масимова говорит о том, что казахстанские элитные кланы — на самом деле совсем не кланы (кланами обычно называют группы, члены которых не обязательно связаны между собой родственными связями, но при этом признают главенство лидера клана и безоговорочно подчиняются ему), а всего лишь так называемые объединения по интересам.
Именно поэтому члены казахстанских элитных кланов не готовы и не будут готовы в будущем не то что класть свои жизни за своего лидера, но даже и тратить свои ресурсы на его спасение.
Это обстоятельство, по нашему мнению, имеет очень важное значение, поскольку свидетельствует: в Казахстане люди, занимающие или пытающиеся занимать важные позиции в «суперпрезидентской» вертикали, могут рассчитывать на верность, послушность и исполнительность членов своих кланов или тех, кто клянется им в верности, только до определенного момента. И этот момент гарантированно наступает, когда лидер элитного клана теряет свою свободу, а также возможности и ресурсы защищаться (принимать решения).
Конечно, это происходит только при условии, если никто из его ближайших родственников или соратников не сможет (не захочет) заместить лидера.
KZ.expert этот феномен впервые отметил после того, как январские события 2022 года поставили окончательный крест на репутации и имидже первого президента РК Нурсултана Назарбаева – ни один его родственник или приближенный, ни одно подконтрольное им средство массовой информации не осмелилось прямо, громко и принципиально выступить в защиту «лидера нации».
И вот теперь эта история повторяется с Каримом Масимовым. Даже созданный в его поддержку сайт явно имеет иностранное происхождение.
С внутриполитической точки зрения тот факт, что любой казахстанский государственный деятель даже самого высокого ранга не может рассчитывать на верность и преданность своих соратников (хотя обратные примеры вполне возможны, но в разовом порядке), имеет принципиальное значение.
Хотя бы потому, что в случае успешного госпереворота, который, по нашим оценкам, в Казахстане вполне возможен, тот, кто его устроит, вполне может удержать власть в своих руках. Просто потому, что элитные кланы в массе своей это просто группы, объединенные не политическими, а потребительскими ценностями.
КСТАТИ
…единственным человеком, публично выступившим в защиту Карима Масимова стал еще один экс-председатель КНБ РК Альнур Мусаев. В своем недавнем посте в Facebook он вполне комплиментарно отозвался о Кариме Кажимкановиче, хотя тот и принимал участие в преследованиях, которым подверглись сам Мусаев и его друг Рахат Алиев, бывший муж Дарии Назарбаевой и соответственно зять Нурсултана Назарбаева.
Более того, Мусаев назвал Масимова «последним защитником суверенитета Казахстана».
Не возьмемся судить, насколько искренним был господин Мусаев как бывший председатель КНБ РК и человек в оценке другого бывшего председателя КНБ РК. Но тот факт, что целых три государственных деятеля, занимавших кресло главы ведущей казахстанской спецслужбы, оказались осужденными по приговорам судов, говорит о том, в Казахстане все возможно.
Так что мы не исключаем, что через пару-тройку лет Карима Масимова освободят, и он под аплодисменты выйдет на свободу увенчанный титулом защитника суверенитета Казахстана. Правда, это будет результатом стечения событий, а не итогом борьбы людей, клявшихся ему в верности и преданности. Другое дело, что до этого момента ему нужно будет еще дожить…