Руководство исследователя памяти по обучению, говорится в статье Pocket.
То, как учится большинство студентов, не имеет смысла.
К такому выводу пришли психологи университета Вашингтона в Сент-Луисе Генри Рёдигер и Марк Макдэниел, которые более 80 лет изучали вопросы обучения и памяти и в 2015 г. совместно с писателем Питером Брауном обобщили свои выводы в книге Make It Stick: The Science of Successful Learning.
Большинство студентов учатся, перечитывая конспекты и учебники, но исследования психологов, проведенные как в лабораторных экспериментах, так и на реальных занятиях, показывают, что это ужасный способ усвоения материала. Гораздо эффективнее использовать активные стратегии обучения, такие как флэш-карты, составление диаграмм и самопроверка, а также распределять изучение по времени и смешивать разные темы.
В беседе со мной МакДэниел рассказал о восьми ключевых советах, которыми он хотел бы поделиться со студентами и преподавателями на основе результатов своих исследований.
1. Не стоит особо полагаться на перечитывание
«Из опросов мы знаем, что большинство студентов, когда учатся, обычно перечитывают задания и конспекты. Большинство студентов говорят, что это их стратегия номер один.
«Однако из многочисленных исследований мы знаем, что подобное повторное использование информации не является особенно хорошим способом обучения или создания более прочной памяти. Например, наши исследования, проведенные среди студентов университета Вашингтона показали, что при повторном чтении главы учебника они абсолютно не улучшают усвоение материала по сравнению с теми, кто прочитал ее только один раз.
«При первом прочтении вы многое понимаете. Но когда вы читаете второй раз, вы читаете с чувством «я это знаю, я это знаю». То есть, по сути, вы не перерабатываете его глубоко, не извлекаете из него больше. Часто повторное чтение бывает беглым — и это коварно, потому что создается иллюзия, что вы хорошо знаете материал, а на самом деле в нем есть пробелы».
2. Задавайте себе много вопросов
«Одна из хороших методик, которую можно использовать вместо этого — прочитать один раз, а затем провести тест, либо используя вопросы в конце главы учебника, либо придумав свои собственные. Извлечение этой информации — это то, что действительно приводит к более прочному обучению и памяти».
«И даже если вы не можете ее извлечь — когда вы неправильно отвечаете на вопросы, — это дает вам точную диагностику того, что вы не знаете, и подсказывает вам, к чему следует вернуться и что изучить. Это помогает более эффективно направлять процесс обучения».
«Задавание вопросов также помогает глубже понять материал. Допустим, вы изучаете всемирную историю и знаете, что Древний Рим и Греция были торговыми партнерами. Остановитесь и спросите себя, почему они стали торговыми партнерами. Почему они стали кораблестроителями и научились ходить по морям? Не обязательно спрашивать «почему» — можно спросить «как» или «что».
Задавая эти вопросы, вы пытаетесь объяснить, а это способствует лучшему пониманию, что приводит к лучшему запоминанию и обучению. Поэтому вместо того, чтобы просто читать и бегло просматривать, остановитесь и задайте себе вопросы, чтобы лучше понять материал.
3. Соединяйте новую информацию с тем, что вы уже знаете
«Еще одна стратегия заключается в том, чтобы при повторном чтении попытаться связать принципы, изложенные в тексте, с тем, о чем вы уже знаете. Соотносите новую информацию с уже известной для лучшего усвоения.
Например, вы изучаете как нейрон передает электричество. Мы знаем, что если нейрон окружен жировой оболочкой, называемой миелиновой оболочкой, то это помогает нейрону быстрее передавать электричество.
«Это можно сравнить, скажем, с водой, текущей по шлангу. Вода быстро бежит по нему, но если вы проколете шланг, он начнет протекать, и вы не получите такого же потока. Именно это и происходит с возрастом — миелиновая оболочка разрушается, и передача информации становится медленнее».
4. Излагайте информацию в наглядной форме
«Отличной стратегией является создание диаграмм, или визуальных моделей, или блок-схем. На начальном курсе психологии вы можете изобразить схему классического обусловливания. Конечно, вы можете прочитать о классическом обусловливании, но чтобы действительно понять его и впоследствии иметь возможность записать и описать различные аспекты этого процесса на тесте — условие, стимул и т.д., — неплохо было бы попробовать представить это в виде блок-схемы».
«Все, что способствует активному обучению — самостоятельному формированию понимания — очень эффективно для запоминания. Это означает, что учащийся должен быть более вовлечен в процесс обучения и менее пассивен».
5. Используйте флэш-карты
«Флэшкарты — еще один хороший способ запоминания. И один из ключевых моментов их использования — это повторное тестирование себя на тех, которые вы поняли правильно».
«Многие студенты отвечают на вопрос на флэш-карте, а затем вынимают ее из колоды, если ответили правильно. Но, как оказалось, это не очень хорошая идея — повторение акта запоминания очень важно. Исследования показывают, что сохранение правильного элемента в колоде и повторное знакомство с ним полезно. Возможно, вы захотите еще немного потренироваться на неправильных элементах, но повторное знакомство с теми, которые вы правильно запомнили, тоже важно».
«Дело не в том, что повторение в целом вредно. А в том, что бездумное повторение вредно».
6. Не зубрить — распределять занятия по времени
«Многие студенты зубрят — ждут до последней минуты, а потом за один вечер повторяют информацию снова и снова. Но исследования показывают, что это не способствует развитию долгосрочной памяти. Это может позволить вам справиться с тестом на следующий день, но потом, на финальном экзамене, вы не сохраните столько информации, а на следующий год, когда вам понадобится информация для курса следующего уровня, ее уже не будет».
«Такое часто случается в статистике. Студенты возвращаются на следующий год, и им кажется, что они все забыли, потому что готовились к тестам».
«Лучшая идея — пространственное повторение. Потренируйтесь немного в один день, затем отложите свои флэшкарты, затем достаньте их на следующий день, затем через два дня. Исследование за исследованием показывает, что интервал между повторениями действительно важен».
7. Преподаватели тоже должны делать интервалы между уроками и смешивать их
«В нашей книге есть информация и для учителей. И наша система образования также склонна к массовому представлению информации».
«В обычном курсе колледжа в один день изучается одна тема, во второй день — другая, в третий день — еще одна. Это и есть массовое представление информации. Вы никогда не возвращаетесь назад, не перерабатываете и не переосмысливаете материал».
«Но главное для преподавателя — через несколько дней или недель снова показать материал студенту. Это можно сделать несколькими способами. В университете Вашингтона есть преподаватели, которые проводят еженедельные контрольные работы, и раньше они просто включали в контрольную работу материал из занятий этой недели. Теперь они включают в контрольную работу материал двух-трехнедельной давности. Один из преподавателей психологии на каждой лекции специально выделяет время, чтобы вспомнить материал, пройденный за несколько дней или недель до этого».
«Это можно делать и в домашних заданиях. В курсах статистики типично давать домашние задания, в которых все задачи относятся к одной категории. После изучения корреляций домашнее задание студента, скажем, представляет собой задачу за задачей по корреляции. Затем на следующей неделе изучаются Т-тесты, и все задачи — по Т-тестам. Но мы обнаружили, что для запоминания очень полезно добавлять вопросы по теме, которая была изучена две или три недели назад».
«И это может быть заложено в содержание самих уроков. Допустим, вы изучаете историю искусств. Когда я его проходил, я узнал о Гогене, потом увидел много его картин, затем перешел к Матиссу и увидел много его картин. И студенты, и преподаватели считают, что это хороший способ изучить стили живописи этих разных художников».
«Но экспериментальные исследования показывают, что это совсем не так. Лучше дать студентам пример одного художника, затем перейти к другому, потом еще к одному, затем снова вернуться к нему. Такое чередование, или смешение, дает гораздо более качественное обучение, которое может быть перенесено на картины, которых вы не видели, — например, на тесте учащиеся смогут точно определить авторов картин».
«И это работает для самых разных задач. Вернемся к статистике. На старших курсах и в реальном мире вам не скажут, с какой статистической проблемой вы столкнулись, — вам придется самому искать метод, который нужно использовать. А этому невозможно научиться, если у вас нет опыта решения различных типов задач и диагностики того, какой из них требует того или иного подхода».
8. Установка на рост – в приоритете
«Есть очень интересная работа Кэрол Двек из Стэнфорда. Она показала, что студенты склонны иметь один из двух видов мышления в отношении обучения.
Первая — это фиксированная модель обучения. Она гласит: «У меня есть определенный талант к этой теме — скажем, к химии или физике — и я буду хорошо учиться, пока не достигну предела. После этого мне будет слишком трудно, и я не справлюсь». Другой тип мышления — это мышление роста. В нем говорится, что обучение предполагает использование эффективных стратегий, выделение времени на выполнение работы и вовлечение в процесс, что помогает постепенно повысить свою способность к изучению темы.
«Оказалось, что менталитет предсказывает, насколько хорошо учатся студенты. Студенты с мышлением роста, как правило, не останавливаются на достигнутом, проявляют настойчивость перед лицом трудностей и добиваются успеха в сложных классах. Студенты с фиксированным мышлением, как правило, этого не делают».
«Для преподавателей урок заключается в том, что если вы сможете поговорить со студентами и внушить им, что установка на рост действительно является более точной моделью — а это так, — то студенты, как правило, будут более открыты для того, чтобы пробовать новые стратегии, придерживаться курса и работать так, чтобы это способствовало обучению. Способности, интеллект и обучение зависят от того, как вы к ним относитесь — как мы любим говорить, работайте умнее».