Министерство иностранных дел Туркменистана 24 июля опубликовало сообщение для СМИ, в котором заявило, что строительство Транскаспийского трубопровода связано с разграничением морского дна между Туркменистаном и Азербайджаном. Заявление туркменского внешнеполитического ведомства последовало после слов президента Азербайджана Ильхама Алиева о финансовых вопросах, связанных с реализацией проекта Транскаспийского газопровода, пишут СМИ.
Как ранее сообщили азербайджанские СМИ, президент Ильхам Алиев, выступая на медиафоруме 21 июля, поставил под сомнение реализацию проекта строительства Транскаспийского трубопровода без определения его источников финансирования.
««Вы также прекрасно знаете, что сейчас европейские банки прекратили финансирование проектов по ископаемому топливу. Поэтому будет сложно привлечь значительные денежные средства для этого», заявил азербайджанский лидер.
Вслед за этим выступлением Министерство иностранных дел Туркменистана опубликовало сообщение для СМИ, в котором утверждается о международном интересе к проекту Транскаспийского газопровода, а также, что «каких-то политических, экономических, финансовых факторов, препятствующих осуществлению строительства газопровода, не существует».
Вместе с тем, ссылаясь на статью 14 принятой в 2018 году Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, Туркменистан считает, что проект обоснован с точки зрения международного права.
«Таким образом, на сегодняшний день строительство Транскаспийского трубопровода непосредственно связано с разграничением дна между Туркменистаном и Азербайджанской Республикой», говорится в заявлении туркменского МИД.
В рамках многолетних усилий по диверсификации газового экспорта Туркменистан заявляет о заинтересованности реализации проекта Транскаспийского трубопровода, чтобы продавать своей газ на европейских рынках.
Эксперт Британской исследовательской группы в области энергетической безопасности «Methinks» Джон Робертс в интервью с Радио Азатлык 25 июля высказал мнение, что заявления туркменской стороны и выступление азербайджанского президента показывают перспективы сотрудничества между двумя сторонами в этом вопросе.
Эксперт по энергетической безопасности считает, что позиции двух сторон важны со следующих точек зрения:
«Во-первых, туркмены сделали важное заявление, где выразили интерес к Транскаспийскому трубопроводу. Возможно, это самое важное развитие событий в этом вопросе. Мы давно не слышали такого заявления от Туркменистана о намерении иметь выхода в Европу для экспорта своего газа», говорит эксперт.
Во-вторых, считает он, президент Азербайджана Ильхам Алиев подходит квопросу реализации проекта с точки зрения реальности, которая основанана том факте, что европейские банки перестали финансировать проекты, связанные с ископаемым топливом.
Но, вместе с тем Алиев выдвигает предложение Туркменистану сотрудничество и выражает готовность предоставить возможность использования существующей газотранспортной инфраструктуры своей страны для транзита туркменского газа в страны Европы и свою территорию для строительства новых трубопроводов.
«Другими словами, Алиев предлагает Туркменистану вместо новых трубопроводов рассмотреть реализацию проекта, в рамках которого туркменский газ [направляемый через Транскаспийский газопровод] будет направляться по существующей газотранспортной инфраструктуре Азербайджана», говорит эксперт.
Ранее туркменское правительство выражало заинтересованность в экспорте 30 миллиардов кубометров газа в год на европейские рынки. Но британский эксперт считает, что при существующей сегодня газотранспортной инфраструктуре это невозможно, и для транспортировки такого объёма газа через Азербайджан в Европу необходимы новые дополнительные газопроводы. А европейские банки, как справедливо отметил Алиев, более не финансируют проекты по добыче ископаемого топлива.
Именно поэтому, говорит Робертс, азербайджанский лидер предлагает рассмотреть варианты реализации проектов меньшего масштаба.
«По-моему, своими последними словами Алиев хотел сказать Туркменистану: «вы не сможете реализовать большие проекты», потому что такие проекты никто не станет финансировать. Но вместе с тем Алиев говорит «мы готовы помочь вам, если вы захотите реализовать проекты поменьше, мы готовы предложить вам свою инфраструктуру» [для транзита газа]. Здесь остаётся один вопрос: готовы ли туркмены к проектам с меньшим масштабом», говорит эксперт.
По мнению Робертса, некрупный Транскаспийский газопровод будет стоить максимум 500-600 миллионов долларов, и по нему вначале можно будет ежегодно экспортировать 5 миллиардов кубометров газа в Европу, а потом возможно увеличить объём до 12 миллиардов кубометров.
Туркменистан занимает четвёртое место в мире по запасам природного газа, и в данное время основная часть его экспорта приходится на долю Китая. Туркменское правительство уже много лет заявляет о намерениях диверсифицировать экспорт энергоресурсов.
Отметим, что совместная туркмено-азербайджанская рабочая группа по делимитации границ дна Каспийского моря между двумя странами в последний раз встречалась 24-25 января этого года в Ашхабаде.