После того как Вашингтон обвинил Бишкек в поставках России подсанкционных товаров из Китая, Европы и Южной Кореи, кыргызские партнеры не стали массового разрывать отношения с российскими компаниями, отметил в беседе с «Логирусом» директор KG Logistic Николай Душа.
– Кыргызстан – более лояльная страна к России, чем тот же Казахстан, на территории которого были задержаны санкционные грузы. Мы уже давно являемся торговыми партнерами с РФ и терять добрые отношения никто не хочет. А схемы поставок санкционных грузов в Россию как были, так и будут. Ведь фактически, до Кыргызстана доезжает около 10% европейских товаров, остальные 90% «оседают» при транзите через Россию, – отметил директор KG Logistic, Николай Душа.
Собеседник «Логируса» уверен, что пока есть спрос на санкционные товары, которые можно возить транзитом через Киргизию, этот бизнес будет продолжать свою работу. Что касается самого рынка услуг перевозки санкционных товаров, эксперты говорят, что комиссионные ставки не возросли. Ведь компаний, которые занимаются подобным бизнесом, становится только больше с каждым днем, соответственно из-за высокой конкуренции, никто размер комиссионных не поднимает, рассказал директор KG Logistic.
– Хотя у нас нет такого большого объема грузов, которые идут через Киргизию, нам сложно сказать, что как-то изменились отношения. Но, безусловно, даже на тех незначительных объемах, которые мы имеем, появился дополнительный ряд требований к товарам, – говорит генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло.
Эксперт объясняет, что «кыргызская схема» работает без заезда в страну. Обычно кыргызская сторона оформляет контракт косвенного реэкспорта и потом прерывает транзит на территории России. Товар не доходит до Кыргызстана, поэтому и дополнительных разрешений и документов не требуется.
– Гораздо больше проблем с вывозом европейского груза на территории ЕС. Потому что контроль идет на всех уровнях: таможня, пограничники, транспортники. Поэтому вывезти грузы с территории Евросоюза невозможно транзитом через Россию и Белоруссию. Тут приходится возить другими транспортными коридорами. В этом плане как раз подходят Кыргызстан, Монголия и другие страны, находящиеся относительно удаленно от ЕС, и до которых можно в большей степени доехать транзитом через РБ и РФ. Вопросов к грузам, которые едут в Киргизию пока меньше, чем к следующим по другим транзитным коридорам, –пояснил Георгий Властопуло.
В первую очередь речь идет о проверке товаров на принадлежность к санкционным позициям, добавил эксперт. Больше всего сложностей возникает с товарами двойного или военного назначения. Кроме того, проблемы стали возникать с грузами, которые предназначены для геологической разведки.
Николай Душа отмечает, что в большинстве случаев, сроки доставки не меняются. Есть некоторые проблемы на границе Казахстана с Россией, там скапливаются очереди грузового транспорта, однако пока они решаются достаточно быстро. На пограничных пунктах, по словам собеседника «Логируса», чаще всего досматриваются грузы двойного назначения, особенно 84 группу ТН ВЭД, куда входят ядерные реакторы, котлы, оборудование, механические устройства и их части. –
За номенклатурой грузов пристальнее стали следить и кыргызские банки. Это не удивительно, ведь топ-5 банков Бишкека с иностранным капиталом, соответственно они обязаны следить за исполнением санкционных требований ЕС. Доходит до того, что киргизские банки отказывают в проведении платежей по спорным номенклатурам грузов. Месяца три назад они стали забирать комплаенс и даже включили в проверки на местах некоторые коды ТН ВЭД, – разъясняет директор KG Logistic. Ситуация с кредитными организациями Кыргызстана осложняется еще и тем, что многие из них приостановили работу с системой денежных переводов «Юнистрим». Так, на официальном сайте банка «Бакай» клиентов уведомили, что с 24 июля будут ограничены переводы в долларах и евро. Однако, ограничение не распространяется на рублевые переводы. В самом банке сообщили, что резиденты РФ могут сделать переводы на счета банков, которые работают со SWIFT в евро и рублях. При этом, из документов нужен будет только инвойс. Подобную информацию о временной приостановке работы с «Юнистрим» также опубликовали банки «Кыргызский Инвестиционно-Кредитный Банк» (KICB), «Компаньон», «Finca банк», «Банк Азии», «РСК Банк» и «Капитал банк». В KICB также добавили, что ограничения и отказы в проведении трансакций в РФ идут со стороны банков-корреспондентов, а платежи по SWIFT не изменились в сроках: 3-5 дней.
При этом, директор KG Logistic отмечает, что долларовые платежи остановились еще в начале года. В январе в Кыргызстан приходили евро из РФ, но позднее тоже перестали.
– Я считаю, что каждый банк, каждый клиент и каждый платеж – это индивидуальная история. Не могу сказать, что «Юнистрим» – критичен. Ведь деньги ходят все равно. В крайнем случае, мы можем осуществлять переводы в рублях, – говорит Николай Душа. По мнению эксперта, санкционное давление США и Евросоюза на дружественные России страны со временем будет только расти.
– Раньше Кыргызстан была в тени, потому что у нас был большой транспортных хаб – Турция. Тот грузопоток, который проходил там, будет распыляться через Армению, Кыргызстан и другие страны транзита. Поэтому вторая волна санкций пойдет именно на эти государства. Таким образом, ситуация будет только ухудшаться, – резюмировал директор KG Logistic.