МВД России публикует статистику по людям, прибывающим в страну, без распределения по возрастам. В этом году с января по июнь на миграционный учет встали 5 132 595 человек. Из них 210 615 человек приехали из Казахстана, 467 112 – из Кыргызстана, а 1 280 929 – из Таджикистана. По оценкам Минпросвещения, все чаще мигранты берут с собой детей.
Они почти не говорят на русском языке, а как следствие – не могут полноценно освоить школьную программу, наладить контакты со сверстниками без конфликтов и адаптироваться к жизни в стране, пишет «Парламентская газета».
Ведомство предлагает внести изменения в порядок организации образовательной деятельности. Школы получат право включать в план общеобразовательной программы дополнительные модули, дисциплины и курсы по русскому языку для детей-иностранцев. Также изучать язык можно будет на программах дополнительного образования.
Чтобы определить потребность в изучении русского языка, в школах проведут диагностику уровня учеников. Школы смогут реализовывать разные модели обучения. По первой модели будут заниматься слабо владеющие русским языком дети или те, кто его не знает совсем. По второй – школьники, которые знают русский, но имеют проблемы в освоении программ, а по третьей – ученики с высоким уровнем владения языком.
Дети, которые не знают русского языка, не могут идти в школы, сначала их нужно подготовить на курсах и дать им возможность выучить язык, говорит член президентского Совета по правам человека Кирилл Кабанов. Нужно это в том числе и для того, чтобы дети-иностранцы не влияли на качество образования российских детей и на качество самого процесса обучения.
«Пусть их обучение займет время, год или два, но приезжающие дети будут знать русский язык, основы традиционных для нашей страны культуры и поведения. Этот процесс ни в коем случае не может быть параллельным основному школьному образованию», – считает Кабанов.
Подобный опыт уже есть в российских регионах, например в Калужской и Челябинской областях. В последней детей обучают языку вместе с родителями, и это дает эффективный результат. Есть польза и для учителей, которые получают дополнительные часы.