Клеточные гены можно снабдить электрическим рубильником — чтобы они включались или выключались, когда клетка чувствует электрический ток.
Нервные клетки, приняв электрический импульс, проводят его дальше по своим длинным отросткам, мышечные клетки под действием импульса сокращаются. И нервные, и мышечные клетки специально настроены, чтобы именно так реагировать на электрический разряд. Но на самом деле электричество чувствуют все клетки. Известно, например, что слабый электрический ток повышает в клетках уровень активных форм кислорода, или кислородных радикалов – просто потому, что электричество действует на химические связи в молекулах, заставляя электроны в них перегруппировываться. А уже появление лишних кислородных радикалов меняет активность определённых генов.
Кислородные радикалы обычно вспоминают в связи с окислительным стрессом — они портят белки, липиды и нуклеиновые кислоты. Но клетка сама производит какое-то количество активных форм кислорода как побочный продукт энергетических окислительных реакций. В небольших количествах они даже полезны, работая химическими сигналами в разных клеточно-молекулярных процессах. Так или иначе, у клеток есть инструменты, чтобы снижать уровень кислородных радикалов. Повышающийся уровень радикалов чувствуют специальные белки, которые через цепочку посредников передают сигнал в ядро, чтобы активировались антиокислительные гены.