Интернет-боты становятся все более совершенными, их все труднее отличить от живых людей, и в то же время многие люди начинают вести себя, как боты — или как NPC (non-player characters, неигровые персонажи), рассуждает британский блогер Гурвиндер Бхогал.
NPC — термин из области компьютерных игр, обозначающий персонажа, все действия и слова которого предопределены заранее и управляются программой.
Люди могут вести себя подобно NPC, считает Гурвиндер: «Вместо того чтобы тратить время и энергию на то, чтобы определить, что является правдой, они используют кратчайший путь к “истине“, передавая убеждения на аутсорсинг и автоматизируя свои рассуждения».
Такое поведение, полагает Гурвиндер, соотносится с принципом наименьшего усилия в общении, который еще в 1940-х годах сформулировал американский лингвист Джордж Кингсли Зипф, а интернет при этом предлагает готовые «шорткаты к истине», которыми можно пользоваться, чтобы не тратить силы на формирование позиции по многим вопросам сразу.
Опираясь в основном на политические дискуссии и споры в США, Гурвиндер выделил пять таких шорткатов, пять самых распространенных видов NPC, к которым, по его мнению, относится большинство пользователей сети:
1. Конформист. Готов принять общепринятый взгляд на вещи, не задавать вопросов, довольствоваться верхними результатами выдачи Google (обычно это Википедия) и во всем стремиться к консенсусу, как он его понимает.
2. Противоречащий. Полная противоположность конформиста: вместо того, чтобы верить тому, во что верит мейнстрим, верит в противоположное. Исходя из его позиции, система достижения консенсуса в обществе создана для манипулирования массами. Часто это разочаровавшийся конформист.
3. Ученик. Выбирает кого-то, кого считает мудрым — мудреца, царя или пророка — и верит всему, что он говорит. Передает свои убеждения человеку, которому, по его мнению, лучше всего удалось распознать истину.
4. Трайбалист. Ищет любое «племя», с которым чувствует наибольшую близость, и затем формирует все свои убеждения, опираясь на мнения, принятые внутри этой группы.
5. Усреднитель. Считает, что условные «правые» и «левые» опираются на понятия своих племен, которые они ставят выше истины, поэтому занимает позицию где-нибудь ровно посередине. По этой причине вынужден бесконечно колебаться в поисках безопасной «золотой середины».
«В конечном счете, настоящее преступление NPC не в том, что они подделывают свой путь к формированию убеждений, а в том, что они вообще уверены в необходимости иметь такие убеждения. Попытки составить мнение обо всем не оставляют им времени на то, чтобы составить обоснованное мнение хотя бы о чем-то», — считает Гурвиндер.
Ваш мозг всегда будет пытаться сэкономить время при формировании убеждений, но лучший способ сэкономить время — это не идти коротким путем к «истине», а вообще не ходить по этому маршруту. «Если вы хотите перестать быть NPC, просто говорите “я не знаю” в ответ на все вопросы, которые вас не касаются», — советует он.