Такой переломный момент уже произошел в 23 станах мира, пишут «Ведомости».
Убедить людей принять новую технологию поначалу может оказаться непростой задачей. Например, скромная микроволновая печь потребовала двух десятилетий вялых продаж, чтобы охватить лишь десятую часть домохозяйств в США. Но затем наступили 1980-е годы, и микроволновые печи появились почти на каждой кухне. Согласно анализу темпов внедрения технологий по всему миру, проведенному агентством Bloomberg Green, такой быстрый период принятия новой технологии покупателями сейчас происходит с рынком электромобилей.
Год назад «Ведомости. Экология» писали об этом исследовании, но сейчас появились новые данные. «Когда мы впервые завершили этот анализ год назад, 19 стран прошли критический переломный момент в сфере продаж электромобилей: 5% продаж новых автомобилей там приходится на электромобили. Порог в 5% сигнализирует о начале массового внедрения, когда технологические предпочтения быстро меняются. С тех пор еще пять стран совершили скачок», – говорится в сообщении Bloomberg Green. Новички – Канада, Австралия, Испания, Таиланд и Венгрия – присоединились к США, Китаю и большей части Западной Европы. Опыт последних показывает, как продажи электромобилей могут вырасти с 5% до 25% всех новых автомобилей всего за четыре года.
Почему 5%? Продажи большинства успешных технологических новинок (например, телевизоров, мобильных телефонов, светодиодных лампочек) соответствуют определенным графикам внедрения, проанализированным экспертами. На раннем этапе продажи движутся медленными темпами, а затем быстро. Авторы анализа считают, что в случае полностью электрических транспортных средств 5%, похоже, являются переломным моментом. Время, необходимое для достижения этого уровня, сильно различается в зависимости от страны, но как только универсальные проблемы стоимости автомобилей, доступности зарядных устройств и скептицизма водителей будут решены для немногих, вскоре за этими немногими следуют и массы.
В США такой переломный момент для электромобилей наступил только в конце 2021 г. – относительно поздно для страны с высокой покупательной способностью. Для такой задержки были причины. Американцы проводят в своих автомобилях много времени, при этом водители требовали большего запаса хода, чем предлагали ранние модели. Пикапы и большие внедорожники, которые составляют более половины рынка США, также медленно электрифицировались из-за потребностей в сильных аккумуляторах. Однако сегодня продажи электромобилей в США быстро растут – на 42% во втором квартале этого года по сравнению с тем же периодом год назад. Эксперты прогнозируют еще больший рост продаж, поскольку Tesla Inc., крупнейший в мире производитель электромобилей, готовится к выпуску своего пикапа Cybertruck, а конкуренты выпускают электромобили под некоторыми из самых знаковых американских брендов: Chevy Blazer и Silverado, Ford Explorer и F-150, Jeep Wrangler. и Ram 1500, и это лишь некоторые из них.
Переломный момент может наступить в ближайшее время в Индии, третьем по величине автомобильном рынке после Китая и США. В прошлом квартале электромобили составили 3% продаж новых автомобилей в стране, увеличившись вдвое всего за шесть месяцев. Индийские автопроизводители вкладывают значительные средства в электрификацию. В июне этого года генеральный директор Tesla Илон Маск встретился с премьер-министром Индии Нарендрой Моди. Маск заявил, что планирует выйти на рынок «как можно скорее».
В странах, уже переживших переломный момент, наблюдаются быстрые темпы внедрения: средний рост продаж в прошлом квартале составил 55% по сравнению с тем же периодом год назад. Как и в случае с любой новой технологией, темпы роста в конечном итоге замедлятся, когда рынок приблизится к насыщению. В Норвегии, мировом пионере электромобилей, рост, похоже, замедляется после достижения 80% продаж новых автомобилей.
Данный анализ предназначен для транспортных средств, работающих только от аккумуляторов. Некоторые страны, в первую очередь в Европе, быстрее внедрили гибриды, которые имеют меньшие по размеру батареи и бензиновый двигатель. Другие страны, например, США и Китай, отказались от гибридов и сразу перешли на полностью электрические автомобили. Всего гибридных и электромобилей в прошлом году в мире было продано более 10 млн. Согласно прогнозам BloombergNEF, эта цифра может утроиться к 2027 г.
Аналитики отмечают, что даже самые осторожные прогнозы могут не сбыться из-за перебоев в цепочках поставок, экономических сдвигов, политики и так далее. Однако преимущество анализа переломных моментов заключается в том, что он выявляет ряд кривых внедрения, показывающих путь развития с высокой вероятностью, поскольку такой путь уже где-то пройден.