Председателя КНДР Ким Чен Ына по прибытии в Россию встретили красной дорожкой. Кадры того, как встречали северокорейского лидера опубликовал журналист Павел Зарубин, пишут СМИ.
На кадрах видно, как председатель КНДР выходит из вагона своего поезда на станции Хасан в Приморском крае. Ким Чен Ын спускался по лестнице, на которой была проложена красная ковровая дорожка.
Председатель КНДР выехал в Россию 10 сентября в сопровождении ведущих чиновников правящей Трудовой партии Северной Кореи. Он посетил Россию с целью обсудить сотрудничество с российской стороной.
Как давно заведено у северокорейских лидеров, роскошный бронепоезд Кима провел в пути более 20 часов, неспешно преодолев около 1200 км. Разумеется, голодать в дороге не пришлось – как сообщается, в поезде есть прекрасно оборудованный ресторан, способный подать к столу Ким Чен Ына, например, свежих омаров, и солидный винный погреб с изысканными французскими винами.
Поезд хорошо забронирован — а потому движется со скоростью около 50 км/ч. Для сравнения, британские скоростные поезда развивают скорость около 200 км/ч, а японские «Синкансены» — 320 км/ч.
Кроме того, приходится учитывать и особенности железнодорожной сети Северной Кореи, которую никак не назовешь современной.
Поезд называется Taeyangho — это корейское слово обозначает солнце, а заодно символически отсылает к основателю КНДР Ким Ир Сену.
Старая традиция
Собственно, первый глава КНДР Ким Ир Сен, дед Ким Чен Ына, и заложил традицию путешествия на бронепоезде. Он путешествовал на нем во Вьетнам и Восточную Европу.
Разумеется, эти поезда тщательно охраняются. Сотрудники службы безопасности проверяют маршруты и станции на предмет бомб и любых других угроз.
Отец Ким Чен Ына Ким Чен Ир, правивший Северной Кореей с 1994 года до своей смерти в 2011 году, по некоторым данным, путешествовал на поезде, поскольку боялся летать.
В 2001 году Ким Чен Ир 10 дней добирался до Москвы, чтобы встретиться с Владимиром Путиным.
Российский военачальник Константин Пуликовский, сопровождавший Кима в поездке 2001 года, в своих мемуарах «Восточный экспресс» вспоминал об окружавшей его роскоши: «Можно было заказать любое блюдо русской, китайской, корейской, японской и французской кухни».
В поезд доставляли живых омаров, а ящики с красным вином из Бордо и Бургундии привозили из Парижа.
По мнению Пуликовского, даже личный поезд российского президента не мог соперничать с бронепоездом Ким Чен Ира по уровню комфорта.
Другой бывший российский дипломат, Георгий Толорая, в 2019 году рассказал о своем путешествии на том же поезде 2001 года. Он вспоминает, что из Пхеньяна на поезд доставляли такие считавшиеся деликатесами блюда, как ослиное мясо и абалон (вид моллюсков). Не обошлось и без водки «Русский стандарт».
По рассказам обоих россиян, на борту поезда гостей развлекали артисты и певцы.
Согласно сообщениям северокорейских СМИ, Ким Чен Ир умер от сердечного приступа как раз на борту своего бронепоезда.
В ноябре 2009 года консервативная южнокорейская газета Chosun Ilbo сообщала, что в бронепоезде было около 90 вагонов. Вагоны были покрашены в зеленый цвет с желтой полосой, в них были оборудованы конференц-залы, аудитории и спальни, а для проведения брифингов установлены спутниковые телефоны и современные телевизоры.
На других снимках видны красные кожаные кресла в одном из вагонов.
Можно предполагать, что Ким Чен Ын не разделяет страха своего отца перед полетами: он уже несколько раз летал на своем частном самолете российского производства.
Однако на встречу с Путиным во Владивостоке в 2019 году (по-видимому, это была последняя поездка Кима за границу до сегодняшнего дня) он также прибыл на поезде.
Эта поездка, по всей видимости, началась в Пхеньяне и прошла через станцию Туманган на российской границе, где поезд несколько часов переводили на российскую железнодорожную колею.
Частные самолеты
Помимо поездов, Ким передвигается и на других видах транспорта, не отказывая себе в роскоши, которая плохо сочетается с царящей в Северной Корее нищетой.
В мае 2018 года он совершил свой первый международный полет с момента прихода к власти – в китайский город Далянь на встречу с главой КНР Си Цзиньпином.
Этот самолет — советский дальнемагистральный лайнер Ил-62. Местные жители называют его «Чаммэ-1» — это ястреб-тетеревятник, один из символов страны.
На белом фюзеляже самолета с двух сторон нанесено официальное название Северной Кореи на корейском языке, а рядом – государственный флаг. На хвосте самолета изображена красная звезда в красном и синем круге.
В самолете вполне современный интерьер, и время от времени в прессе появляются фотографии Кима за работой или принимающего гостей на борту лайнера.
В 2018 году на борту «Чаммэ-1» в Южную Корею прибыла олимпийская делегация КНДР, в том числе сестра главы государства Ким Ё Чжон.
Южнокорейское агентство Yonhap сообщило, что рейс использовал идентификационный номер «PRK-615» — возможно, это символическая ссылка на Совместную декларацию Севера и Юга, подписанная 15 июня 2000 года.
В 2014 году государственное телевидение Северной Кореи показало документальный фильм, в котором Ким был замечен на борту украинского самолета Ан-148 с логотипом государственной авиакомпании Air Koryo.
А в 2015 году государственные СМИ Северной Кореи даже показали кадры, на которых Ким Чен Ын пилотирует «отечественный» легкий самолет и сидит за штурвалом биплана Ан-2.
Хотя в Далянь Ким приехал на бронепоезде, по городу он перемещался на своем автомобиле — седане Mercedes-Benz S-Class.
По данным южнокорейской газеты JoongAng Ilbo, его привезли на том же самом бронепоезде.
Ким Чен Ын также пользуется автомобилями класса люкс и отдает предпочтение Mercedes-Benz S-Class
Как сообщает газета, машина, произведенная в 2010 году, обошлась казне примерно в 2 млрд корейских вон — 1,8 млн долларов.
Машина Кима также была замечена во время саммита двух Корей в 2018 году в Пханмунджоме.
Сообщалось, что на саммит также привезли его личный автомобиль-туалет.
В 2015 году сеульский сайт DailyNK тоже сообщил, что в один из автомобилей автоколонны, которую использует Ким, встроен индивидуальный туалет.
Загадочная яхта
Государственные СМИ Северной Кореи не раз показывали, как лидер страны катается на катерах, подводной лодке, автобусах и даже на горнолыжном подъемнике.
Как считается, ассортимент транспортных средств в его распоряжении весьма богат, но в зарубежных поездках большинство из них пока не было замечено.
Когда в мае 2013 года государственные СМИ опубликовали фотографии его визита на рыболовецкую станцию, находящуюся в ведении армии, журналисты NK News заметили на заднем плане яхту.
Никаких доказательств того, что это судно принадлежит Киму, нет. Неясно даже, как его удалось доставить в страну, учитывая международные санкции на предметы роскоши, давно действующие в отношении КНДР.
Однако, принимая во внимание стоимость яхты — около 7 млн долларов, — понятно, что ее владелец — не рядовой кореец. Многие иностранные СМИ тогда называли Кима хозяином судна.
В июне 2015 года вашингтонская радиостанция Radio Free Asia сообщила, что на вилле Кима на берегу озера в провинции Южный Пхенан обнаружилась новая вертолетная площадка.
Нашедший ее сотрудник Института США и Кореи при Школе перспективных международных исследований Джонса Хопкинса предположил, что вертолетом может пользоваться семья Кима или его гости.