Правящая элита Центральной Азии напрямую не будет предпочитать Россию и Китай США, продолжив свою политику маневрирования между державами. Об этом пишет Талгат Мамырайымов в своей статье:
Ровно неделю назад в Нью-Йорке состоялся саммит «Центральная Азия-США» при первом в истории участии в данном форуме американского президента. Личное участие президента США Джо Байдена в этом мероприятии сделало его весьма значимым событием, по крайней мере, для Центральной Азии.
Впрочем, и сам Джо Байден назвал этот саммит «историческим», поскольку для США теперь резко возрастает значимость постсоветского центральноазиатского региона – в первую очередь в деле противодействия влиянию России и Китая. Так, американский журнал The Diplomat выдвинул версию о том, что США начал борьбу с Россией и Китаем за влияние в Центральной Азии. Не случайно на саммите Байден акцентировал свое внимание на обеспечении безопасности и защите суверенитета, территориальной целостности наших стран. По умолчанию, наверное, подразумевалась защита от гипотетической агрессии России и КНР.
Таким образом, Вашингтон решил плотно взяться за страны постсоветской Центральной Азии. Сам Джо Байден в заключительном слове на саммите заявил: «Я жду возможности работать со всеми вами, чтобы сделать ещё больше в будущем. Я искренне жду продолжения этой встречи, потому что вместе мы сильнее, и я искренне верю, что мир будет безопаснее, если мы будем вместе». С другой стороны, Байден наверняка, говоря «вместе», подразумевал развитие интеграции стран ЦА, что повышает международную субъектность региона на мировой арене, особенно во взаимоотношениях с Россией и КНР. Примечательно, что Байден на саммите положительно оценил стремление центральноазиатских лидеров по совместному укреплению суверенитета и развитию Центральной Азии.
Одним словом, теперь центральноазиаты будут вместе с США решать общерегиональные проблемы. Да, на Нью-Йоркском саммите Джо Байден мало говорил о продвижении гражданского общества в Центральной Азии, отдав предпочтение обсуждению вопросов сотрудничества в сфере экономики и безопасности. По всей видимости, Вашингтон понял, чтобы отцепить страны ЦА от сильной зависимости от России и КНР, это следует делать без сильного давления и менторских указаний. Тем не менее, это не значит, что США в своей новой политике по ЦА вовсе не будут обращаться к обеспечению и защите демократических ценностей в регионе.
Просто теперь они, вероятно, это будут делать подспудно, ненавязчиво – по умолчанию внутри экономических проектов. Джо Байден призвал лидеров ЦА к созданию вольготной среды для торговли и инвестиций США, рассмотрению вопросов разработки полезных ископаемых региона. Байден поручил агентству США по международному развитию (USAID) проведение в октябре в Центральной Азии министерской встречи по обсуждению практических мер, способствующих «устойчивому экономическому развитию». Вдобавок США на саммите предложили начать взаимодействие по разработке минеральных ресурсов в Центральной Азии и обеспечению безопасности. Речь идет прежде всего о месторождениях редкоземельных металлов (но этих запасов не так уж и много). Собственно, еще до саммита лидеры стран ЦА и американские бизнесмены провели специальные форумы по сотрудничеству, инвестициям в регион.
Джо Байден на саммите уделил отдельное внимание Транскаспийскому транспортному коридору, как торговому транзиту в обход территории России. (Кстати, переход Зангезурского коридора под контроль Азербайджана усиливает значимость Транскаспийского коридора для Центральной Азии.) Он так же отметил важность присоединения ЦА к его недавно объявленной инициативе по глобальному торговому пути из Индии в Европу, как альтернативе китайскому «Одному поясу, одному пути». В этой связи, возможно, что Вашингтон вскоре займется обеспечением торгового транзита из ЦА через Афганистан и Пакистан в Индию. Благо, что на саммите Байден коснулся также участия ЦА в развитии Афганистана. Хотя присоединение ЦА к новому транспортному коридору можно реализовать и через Иран, либо Азербайджан и Турцию. Развивающийся экономический кризис в Китае может повысить привлекательность торгового коридора Индия-Ближний Восток-Европа для стран Центральной Азии.
Некоторые эксперты полагают, что рост интереса США к нашему региону обусловлен прежде всего «большими» запасами у нас редкоземельных металлов, являющихся стратегическим сырьем для IT оборудования. То есть, на их взгляд, американцы в своей политике движимы исключительно только экономическими интересами. Полагаю, что это слишком упрощенное восприятие политики США на внешней арене. На самом деле в американской политике исходят из того, что большую, если не приоритетную значимость, для продвижения интересов США играет защита либеральных ценностей по всему миру. При этом интересы США могут быть чисто геополитическими, что показала их 20-летняя операция в Афганистане.
Судя по всему, в новой политике по ЦА Вашингтон внутри региона будет опираться на Казахстан. Как ни крути, Казахстан по объему экономики является лидером региона. К тому же США входят в тройку главных инвесторов в Казахстане — после Нидерландов и Швейцарии. Как известно, больше всего западный, в частности американский капитал, в Казахстане представлен в нефтяном секторе, опережая там Китай и Россию. Тем не менее, по уровню экономического присутствия в ЦА США сильно уступают России и Китаю. И вряд ли по этому параметру американцы скоро смогут обойти китайцев и россиян. Поэтому США остается одно – воздействовать на социально-политические и культурные ценности центральноазиатов, чтобы они стали более ближе к ценностям западных либеральных демократий. Однако, думается, что США этой цели не достигнут и в долгосрочной перспективе, если не изменят коренным образом свои методы в этой области.
Потому что в странах Центральной Азии демократию часто воспринимают как бардак, либерастию, вседозволенность, ведущую к гомосексуализму и другим видам «падения нравов».Имеется в виду западная либеральная демократия. Центральноазиаты не понимают, что либеральная демократия – это механизм, обеспечивающий представительство и реализацию интересов народа во время работы государства под руководством элиты. В этом плане демократия и гражданственность – это не либерастия, а форма реализации интересов народа вопреки корыстной деятельности элит во власти. В центральноазиатских обществах очень мало граждан, личностей, то есть людей, способных принимать полностью самостоятельные решения и делать осознанный, свободный выбор, независимый от мнения коллектива. Здесь нужно быть таким, как все (адам қатарлы), являться частью целого. Иное поведение здесь воспринимается как девиантное, ненормальное, требующее наказания.
По своим социально-политическим и культурным ценностям страны Центральной Азии близки к родственным тоталитарным системам России и Китая. Вместе с тем ставки сделаны, и американцы активно взялись за ограничение китайского влияния во всем мире. Элита США опасается, что их страна постепенно начинает утрачивать ту безусловную доминирующую роль в мире, которая у них была после развала СССР. Сегодня все деловые круги США боятся такого разворота событий, в результате которого Вашингтон потеряет роль гегемона в мировой экономике и политике. Соответственно, все крупные американские ТНК заинтересованы в защите национальных интересов США. В этой связи очевидно, что Вашингтон будет наращивать противодействие китайской и российской экспансии и в Центральной Азии.
Конечно, правящая элита ЦА напрямую не будет предпочитать Россию и Китай США, продолжив свою политику маневрирования между державами. Правда, одно дело – маневрировать между кнутом и пряниками от США, другое дело – говорить об этом, но по факту получать «инструкции» из Кремля и Чжуннаньхая. Впрочем, речь не идет о полном сворачивании китайского экономического присутствия в ЦА — Вашингтон будет добиваться существенного ограничения политического диктата Бейджина в регионе. Как бы то ни было, но, например, эксперты Мэтью Мингей и Агата Кратц, исходя из падения китайского кредитования инициативы «Пояс и Путь» (BRI), предположили, что данный проект может и вовсе почти полностью заглохнуть.
В этом смысле для Центральной Азии открываются новые возможности и вызовы, которые могут содержать в себе и большие профиты, и высокие риски. Больше всего мы можем ожидать различных угроз нашей безопасности. Недаром министр иностранных дел РФ Сергей Лавров по саммиту США-ЦА в Нью-Йорке сказал буквально следующее: «Если называть вещи своими именами, то речь идет о попытках угрозами и шантажом заставить наших союзников отказаться от законного сотрудничества с Россией. С пониманием относимся к тому, что в условиях внешнего давления наши партнеры вынуждены проявлять осмотрительность. Естественно, с нашей стороны предпринимаются встречные шаги».