Целый ряд факторов подталкивает Вашингтон к усилению своего дипломатического присутствия в Центральной Азии, считает политолог Андрей Казанцев-Вайсман. Это и желание помешать России обходить санкции с помощью стран региона, и усиление глобального соперничества с Пекином, и интерес к новым маршрутам экспорта сырья, говорится в статье Forbes.
В кулуарах сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент США Джозеф Байден впервые в формате «С5+1» встретился с президентами Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
«С5+1» — это дипломатическая платформа для встреч официальных представителей США и пяти стран региона, созданная в 2015 году. Симптоматично, что это произошло после начала конфликта России и Запада из-за ситуации вокруг Украины. Обычно встречи в этом формате проходили на уровне министров и экспертов в рамках тематических рабочих групп по экономике, энергетике и окружающей среде и безопасности. Теперь добавился уровень президентов. Конкурирующие с США в регионе Россия и Китай уже проводили саммиты с государствами Центральной Азии, так что и США нужно было поднять ставки.
Вашингтон сейчас особенно интересует прекращение транзита в Россию через страны Центральной Азии стратегически важных товаров в обход западных санкций, а также усиление глобального соперничества с Пекином. Переход к контактам на президентском уровне решает сразу ряд вопросов.
Мотивы США
В ходе саммита Байден дал понять, что поддержит суверенитет и территориальную целостность стран региона. При этом американцы прекрасно понимают, что политические системы стран Центральной Азии далеки от западных стандартов демократии. По сути, Вашингтон хочет лишь поддержать готовность центральноазиатских элит, которую те постоянно декларируют, проводить многовекторную внешнюю политику и не подпадать полностью под влияние Китая и России.
Президент США также пообещал помогать странам региона в вопросах обеспечения безопасности границ и борьбы с терроризмом. Здесь в политике Вашингтона наблюдалась определенная пауза, связанная с уходом американских войск из Афганистана в 2021 году, но сейчас эта пауза заканчивается.
Байден заявил о поддержке проводящихся в странах региона политических и экономических реформ — имелись в виду, прежде всего, Казахстан и Узбекистан. Было сказано и о необходимости усилить защиту прав человека, особенно женщин и инвалидов. В этих сферах серьезный прогресс есть в тех же Казахстане и Узбекистане: например, в Узбекистане утвердили закон, вводящий уголовное наказание за отрицание равных прав женщин и мужчин.
Сейчас главная проблема американского влияния в Центральной Азии — отсутствие сильного экономического компонента, сопоставимого с возможностями Китая или России. Ближайшие союзники США — европейцы и японцы — больше вовлечены в экономику региона. В Нью-Йорке Байден предложил начать диалог об использовании полезных ископаемых Центральной Азии. В нынешней ситуации, когда Европа сильно страдает от прекращения российских поставок газа, а транзит из государств Центральной Азии в страны ЕС зависит от России, особое внимание США уделяют развитию Транскаспийского транспортного маршрута.
Международный контекст
Цена вопроса огромна. Например, если удастся проложить газопровод из Центральной Азии в Азербайджан, европейская зависимость от российского газа будет полностью преодолена, решатся проблемы ключевой для ЕС экономики Германии, переживающей серьезный кризис из-за прекращения поставок газа из России.
Развитие Транскаспийского маршрута может дополнить проект создания транспортного коридора из Индии в Европу через Ближний Восток, который презентовали на саммите G20 в Дели. Этот коридор, помимо прочего, позволит поддержать линию на сближение Израиля и арабских стран, в последнее время несколько поколебленное действиями Китая, способствовавшего примирению Саудовской Аравии и Ирана. Также он составит серьезную альтернативу российскому проекту Север — Юг через Иран в Индию.
Повышение уровня контактов со странами Центральной Азии со стороны США привело к аналогичным действиям и со стороны их союзников. Япония решила в 2024 году провести саммит в формате Центральная Азия — Япония. Председателем встречи будет Казахстан. Об этом на полях Генеральной Ассамблеи ООН договорились министр иностранных дел Японии Еко Камикава и министр иностранных дел Казахстана Мурат Нуртлеу.
Возможно, со временем повысят уровень контактов со странами Центральной Азии и европейцы, тем более что развитие Транскаспийского маршрута прежде всего в их интересах. Но пока ЕС на этом направлении выступает младшим партнером не только для США, но в какой-то степени даже для Турции. Раньше это объяснялось стремлением ЕС, особенно Германии, не раздражать Россию и не сталкиваться с сопротивлением Ирана. Ну а сейчас Европа слишком занята конфликтом с Россией, к которому добавился еще и кризис вокруг Карабаха.
Перемены вокруг Каспия
На Южном Кавказе сейчас происходит судьбоносный сдвиг. 19–20 сентября Азербайджану в ходе быстрой военной операции удалось установить практически полный контроль над Карабахом. В новой ситуации Армении будет сложно сопротивляться давлению Турции и Азербайджана по поводу открытия транспортного коридора через Зангезур — между основной территорией Азербайджана и Нахичеванью. Этот коридор откроет новые возможности прямого доступа Турции к Каспию.
В результате зависимость бывших тюркских советских республик от транзита через Россию может ослабеть. Кроме того, начинает складываться принципиально иное соотношение сил на Каспии, где ранее в военно-политическом отношении полностью доминировали Россия и Иран. Азербайджан, сам прошедший перевооружение при помощи Турции и Израиля, теперь активно помогает перевооружению ряда центральноазиатских стран. А США традиционно оказывают активную военную помощь прикаспийским странам, прежде всего Казахстану, в модернизации флота.
Сотрудничество тюркских стран, активизировавшееся в последний год, накладывается на растущее взаимодействие стран Центральной Азии. В результате возникает организованное по сетевому принципу сотрудничество «тюркского мира», которое предсказывали идеологи турецкой «мягкой силы», в частности, бывший министр иностранных дел и премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу. Речь идет не столько о господстве Турции, сколько о самоорганизации тюркских стран при поддержке Анкары и во взаимодействии с другими международными игроками. При этом тюркские страны стараются взаимодействовать одновременно и с Россией, и с Западом, и с Китаем.
Центральноазиатская интеграция
Перед тем как поехать в США, главы государств Центральной Азии провели в Душанбе пятую Консультативную встречу в рамках возобновившегося процесса центральноазиатской интеграции. После нескольких неудачных попыток в июле 2022 года по итогам четвертой Консультативной встречи в Киргизии удалось подписать «Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке». Этот документ позволяет странам региона выступать с общей позицией при взаимодействии с внешними игроками, прежде всего с США, Россией и Китаем.
По сути, в Душанбе главы государств согласились, что для выживания в современном мире они, по выражению президента Таджикистана Эмомали Рахмона, «должны работать вместе и сплоченно». На встрече говорили об укреплении транспортных взаимосвязей в регионе. Причем на эту цель работают как проекты, инициируемые Китаем в рамках инициативы «Один пояс — один путь», так и поддерживаемые Западом, вроде Транскаспийского маршрута. Например, страны региона решили ускорить строительство железной дороги «Китай — Кыргызстан — Узбекистан», которая поможет увеличить связи стран Центральной Азии с Китаем и одновременно усилить грузопоток по маршруту Китай — Европа. Это отвечает интересам Пекина и не противоречит устремлениям ЕС.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил пойти еще дальше и разработать «Соглашение о транспорте и транзите в Центральной Азии». Его целью будет формирование транспортных коридоров для выхода на рынки Китая, стран Южной Азии и Ближнего Востока, Евросоюза. При этом предлагается применять выгодные для перевозчиков сквозные тарифы. Узбекистан особенно заинтересован в этом, так как он расположен внутри Центральной Азии. Другие страны имеют самостоятельные выходы на внешние границы региона.
А что же по поводу возросшей международной активности стран Центральной Азии думает Москва? На фоне санкционной войны Россия настороженно относится к контактам этих государств с Западом, как и к любым транскаспийским проектам, которые могут ослабить российское влияние на Южном Кавказе и в Центральной Азии, а также позиции Москвы в конфликте с Европой. В то же время Россия и Запад сейчас поглощены геополитическим конфликтом друг с другом. Поэтому Москва время от времени идет на различные компромиссы с государствами Центральной Азии, Турцией и Азербайджаном. Последние в этом видят большие возможности для развития своей многовекторной политики и активно их используют.