В прошлый четверг ночью в Сергелийском районе Ташкента вблизи аэропорта произошли мощные взрывы, которые ощущались на большой площади. Разные источники сообщали, что «взрывная волна ощущалась на расстоянии до 30 километров от эпицентра». В одном из узбекистанских СМИ отрапортовали, что «в первом складе с холодильными камерами, где произошло возгорание, хранился маргарин, подсолнечное масло, майонез и кетчуп». То есть, это взорвались продукты. А если серьезно, то, как сообщили другие узбекистанские СМИ: «Очагом взрыва стали складские помещения ООО «Интер Логистика»… на данном складе хранились десятки электромобилей, а также аккумуляторы к ним». Судя по всему, «взрыв был очень мощным, и взрывная волна имела сокрушительную ударную силу». Сообщили, что в результате взрыва погиб пятнадцатилетний подросток. По данным Минздрава РУз, в ходе данного инцидента пострадало 163 человека, 24 из них попали в больницы. Узбекистанские власти объявили, что владельцам пострадавших от взрыва домов компенсируют ущерб.
О природе таких инцидентов попытался разобраться известный политолог Талгат Мамырайымов:
Согласно первой информации МВД РУз, на складе «по не установленной пока причине» взорвались аккумуляторы для электромобилей. Эту информацию подтверждает ряд узбекистанских Телеграм-каналов: «На складе аэропорта взорвались аккумуляторные батареи для электромобилей». После предварительного исследования МЧС Узбекистана пришло к выводу, что взрыв на складе Inter Logistics произошел из-за удара молнии. Следует отметить, что данный склад расположен в комплексе United Cargo Centre компании Interlogistics, и «оказывает услуги, связанные с приемом, хранением, таможенным оформлением и отправкой грузов». Говоря простыми словами, это – таможенный склад аэропорта. На этом комплексе работает таможенная служба, занимающаяся оформлением при импорте и экспорте грузов. Таким образом, этот склад является весьма лакомым куском для разных интересантов, что соответственно вызвало довольно бурные обсуждения в соцсетях.
Известная узбекистанская гражданская активистка, администратор группы Ташкент-СНОС в Фейсбуке Фарида Шарифуллина на своей странице в этой соцсети насчет взрыва написала: «Правление Мирзиеева — ни дня без трагедии, ни дня без катастрофы…. Арипов и Саида запарятся ездить по местам «боевой славы» третьего ренессанса и прикрывать грудью амбразуры. И как всегда, в центре драмы очередное ООО. Общество с ограниченной ответственностью, которое за всякие такого рода потери отвечает исключительно своим уставным фондом, каковой обычно невелик… Ночью взорвался склад OOO Inter logistics. Детей на прошлой неделе травило ООО Samo. Тысячи людей остались без квартир, доверив свои деньги неким застройщикам… Какая-то система вырисовывается… Как сказал один френд, сегодня ночью некоторые жители Ташкента испытали на себе то, что испытывают украинцы уже полтора года. Спрашивать «какой идиот строит дома рядом с взрывоопасными складами», бесполезно. Их у нас много. Но есть главный».
Понятное дело, кто «главный» в Узбекистане. Поэтому закономерно, что некоторые узбекистанцы в соцсетях писали: «Разруха, которая в головах даёт свои результаты. Система разваливается на наших глазах. И мы это наблюдаем каждодневно. Процесс уже необратим…Государства практически нет, остались только его налогоплательщики…совершенно верно, государство разрушено… Проворовались, наварились и еще жертвами показались. А что народ, люди кругом…Сейчас похолодание грядет, столько народу оставили без окон и рам!!!!! Не говоря еще о пострадавших, которые в больницах… Что ни день, то какое-то происшествие… Неужели президент не видит ничего. Халатность кругом… Везде Залипуха и пыль в глаза». В общем, той ночью значительная часть Ташкента пребывала в испуге и растерянности, не понимая, что это был за взрыв, следует ли ожидать еще каких-нибудь такого рода эксцессов. Настроения в таком духе наблюдались и в узбекистанской части соцсетей. Тем более, что в ту ночь в район взрыва мчалось много пожарных машин, скорой помощи, «пожар даже вертолетами тушили», а в воздухе ощущался сильный запах гари.
Общественность Ташкента, всего Узбекистана еще помнит события прошлой зимы, когда отопление, газ и электричество в стране подавались населению с очень большими перебоями. А в январе этого года в Ташкенте и вовсе была грандиозная авария с довольно длительным провалом в обеспечении людей теплом, газом и электричеством. Напомним, что тогда «только 15 января в Ташкенте сгорело 7 трансформаторов высокого и 524 – низкого напряжения, 87 — из-за перегрузок на линиях». То же самое происходило и на линиях газоснабжения. В целом, в последнее время в Узбекистане участились такие серьезные авральные ситуации в разных сферах – прежде всего связанных с созданием для людей необходимых социально-экономических условий. Следовательно, в узбекистанском обществе растет недоверие к действующей власти, к ее способности обеспечивать свой народ надлежащими бытовыми условиями.
Независимый узбекистанский аналитик Ринат Сагитов у себя в телеграм-канале «Голос Джельсомино» и на своей странице в Фейсбуке по поводу взрыва предположил: «В связи с произошедшим взрывом в Сергелийском районе города Ташкента вспоминается мощный взрыв в Сырдарьинской области на одном из военных складов в октябре 2022 года. В СМИ продолжение освещения «истории» со взрывом на военном складе в Сырдарьинской области — не было. До сих пор неизвестно, что взорвалось, кто за это ответил и какие меры были приняты для недопущение подобного впредь. Теперь снова мощный взрыв, и снова осень…История повторяется?». Кроме того, Р. Сагитов добавил: «В связи с мощным взрывом в Сергелийском районе города Ташкента возникает вопрос: «А почему склад со взрывчатыми и опасными веществами находился в опасной близости от жилых домов? И сколько еще таких «складов бомб» поблизости от наших домов? Кто отвечает за выдачу разрешений на складирование опасных взрывчатых веществ? И вообще есть ли какой-нибудь контроль в этой сфере? Или там все так же, как и в Минздраве, — «чо хочу то и творю»?
Таким образом, в узбекистанском обществе царят сомнения относительно официальной трактовки природы и причин взрыва в таможенном складе ташкентского аэропорта. Примечательно, что МЧС РУз опровергло слухи о том, что данный взрыв «произошел в результате крушения самолета». МЧС РУз заявило, что «такие утверждения не соответствуют действительности». Недоверие было порождено силой взрывной волны, которая делала «реалистичными» версии о «подрыве» каких-то боеприпасов и т.д. Однако, как полагают некоторые эксперты, аккумуляторы электромобилей на самом деле могут так сильно взрываться.
Оказывается, пожары электромобилей нельзя тушить водой, предварительно не обесточив «прибор». Но это сделать сложно, поскольку аккумулятор электрокара находится в эпицентре пожара. А вообще горящие электроприборы тушат углекислотными огнетушителями. Но такие огнетушители могут не помочь при тушении литиевых аккумуляторов, а, наоборот, усилят возгорание. Отдельные специалисты предполагают, что, наверное, поэтому на злополучном складе в аэропорте Ташкента произошел такой мощный взрыв. Возможно, система пожаротушения залила первоначально небольшое возгорание водой, что усилило пожар.
Впрочем, быть может, как замечают некоторые узбекистанцы, что мы никогда не узнаем истинной причины произошедшего ночью 28 сентября на таможенном складе Interlogistics. Как написали в соцсетях некоторые узбекистанцы: «Все останется тайной, покрытой мраком так же, как и с лекарством… Сколько ещё нужно жертв чтобы построить этот кровавый Янги Узбекистан. Столько слез и боли давно не было…мы никогда не узнаем, что там взорвалось и почему». Хотя не исключено, что в скором времени дело может получить «неожиданный» оборот, учитывая бэкграунд хозяев данного склада. В узбекистанской части Фейсбука писали, что «склад принадлежит кому-то из близких Иноятову (имеется в виду некогда всесильный бывший руководитель Службы национальной безопасности Р. Иноятов – наше примеч.) людей».
Отдельные источники в соцсетях сообщили, что хозяин склада — Бахтиер Эргашев, являющийся братом жены Р. Иноятова. Тем самым сразу волей-неволей подключается «политическая» значимость этого события. В частности, в свете начавшейся в Узбекистане подготовки к династийному транзиту власти Ш. Мирзиёева нельзя исключать, что последний, вероятно, озабочен тем, чтобы потенциальные политические «противники» были нейтрализованы. Тем не менее, не будем искать черную кошку в темной комнате, тем более, если её там, допустим, нет…