Останки человеческих костей возрастом около 15 тысяч лет с явными свидетельствами того, что с них срезали плоть, а их сами обгладывали другие люди, уже давно находят по всему северо-западу Европы. Один из примеров — пещера Гафа, расположенная в ущелье Чеддер на юго-востоке Англии, где археологами уже сделано много ценных находок. Помимо прочего, там нашли черепа времен позднего палеолита, из которых, после удаления содержимого, были изготовлены чаши, а также человеческие кости со следами человеческих же зубов, пишет «Вокруг света».
От голода не страдали
До сих пор оставалось неясным, в чем была причина столь широкого распространения каннибализма в это время и в этом регионе. Может быть, покойников не хоронили, а съедали потому, что древним людям не хватало пищи?
Но специалисты по человеческой эволюции из лондонского Музея естественной истории, статья которых опубликована в журнале Quaternary Science Reviews, пришли к выводу, что дело не в голоде — каннибализм был обычной погребальной практикой людей мадленской культуры, к которой относились и обитатели пещеры Гафа.
Эта культура в позднем палеолите, в конце ледникового периода, была распространена на территории современных Великобритании, Франции, Испании, Швейцарии, Германии, Бельгии. Носители мадленской культуры жили в пещерах и, судя по костным останкам, успешно охотились на крупных млекопитающих, в изобилии обитавших тогда в Европе. Ничто не указывает на то, что эти люди страдали от голода. Но своих покойников они разделывали, срезали мясо, съедали его, а обглоданные кости не выбрасывали, а создавали из них полезные в хозяйстве предметы. Однако так было сравнительно недолго — с какого-то момента эта практика прекратилась, и умерших начали хоронить.
Смена культур
Дело в том, что параллельно с мадленской культурой, на юге и востоке Европы процветала эпиграветтская культура, носители которой поступали с покойниками совсем иначе — их хоронили в земле вместе с погребальным инвентарем, то есть с какими-то ценными и важными предметами. Генетический анализ показал, что представители двух культур принадлежали к совершенно разным с генетической точки зрения популяциям.
Как установили исследователи, «мадленцы» отказались от каннибализма не потому, что их этому научили «эпиграветтцы», а потому, что одна культура просто вытеснила другую.
«В это время, в самом конце палеолита, произошло резкое изменение и генетического профиля населения, и погребальных практик, — объяснил один из авторов исследования Уильям Марш. — Носителей мадленской культуры заменили носители эпиграветтской культуры, которые мигрировали на северо-запад Европы».