Британские ученые провели серию экспериментов и выяснили, что добровольцы оценивают женщин как более стройных и привлекательных, если фотография сделана с ракурса селфи — автопортретного фото, которое чаще всего выполняется с расстояния вытянутой руки, держащей аппарат. Об этом пишет N+1.
В то же время фотографии тела сверху вниз были признаны самыми непривлекательными. Исследование опубликовано в журнале PLoS One.
Хотя селфи довольно популярны в социальных сетях, ученые мало что знают про то, как просмотр селфи влияет на отношение к человеческому телу — своему и других людей.
Это важный пробел в знании о значении социальных сетей, поскольку известно, что пользователи социальных сетей могут воспринимать тех, кого они видят в них, как объекты, а не как людей. Примечательно, что так же может поступать и человек, который размещает контент.
Кроме того, ранее ученые выяснили, что слишком большое количество селфи в социальных сетях может приводить к конфликтам, которые разрушают отношения. Понимание процессов объективации в социальных сетях и их влияние на восприятие человеческого тела могут помочь глубже изучить и факторы риска расстройств пищевого поведения.
Рут Найт (Ruth Knight) из Йоркского университета святого Джона и Кэтрин Престон (Catherine Preston) из Йоркского университета провели серию экспериментов, чтобы выяснить, какой ракурс фото делает женщин более привлекательными для сторонних наблюдателей. Для эксперимента ученые сделали цветные фотографии тел десяти женщин-моделей, чей индекс массы тела варьировался от 18,5 до 30,6. Моделей попросили надеть облегающую одежду, большинство были одеты в леггинсы и облегающий топ.
Модели стояли, свободно опустив руки по бокам и слегка выставив правую ногу вперед, чтобы имитировать фотографии, которые обычно можно увидеть в социальных сетях. Фотографии делались с четырех ракурсов: селфи с руки, селфи с селфи-палки, аллоцентричный (фотограф в двух метрах от модели) и эгоцентричный (камера на уровне подбородка, направленная вниз на тело) ракурсы. В трех экспериментах использовались стимулы из категории «селфи» и одной из трех других категорий, а в четвертом использовались все стимулы.
Добровольцам последовательно предъявляли десять изображений тел с одинакового ракурса, которые им предлагалось оценить с точки зрения привлекательности и предполагаемого веса модели по стобалльной шкале. Всего в оценивании приняло участие 272 человека (гендерный состав выборки авторы не уточняют), и согласно их оценкам модели, которые делали селфи, воспринимались как более привлекательные и более стройные. Хотя средняя разница между оценками по обоим пунктам составляла около 3-4 единиц, такая разница оказалась статистически значимой. При сравнении всех ракурсов оказалось, что эгоцентричный ракурс имеет самые низкие оценки привлекательности.
По мнению ученых такой эффект селфи может объясняться тем, что человек на фотографии выглядит более открытым и общительным. Примечательно, что фотографии, сделанные с помощью селфи-палки, признавались более привлекательными, чем обычные селфи с руки.
По мнению Найт и Престон, эти результаты показывают, что ракурс фото собственного тела, которое выкладывается в социальные сети, может значительно влиять на его восприятие, причем как у автора фото, так и у его зрителей. Это влияние может негативно сказываться на процессах объективизации, а также на риск развития расстройств пищевого поведения. В исследовании люди, у которых уже имелся такой риск, оценивали селфи как более привлекательные фотографии. Поэтому будущие исследования должны быть направлены на более глубокое и масштабное изучение этих эффектов.