Представители узбекского этнического меньшинства, проживающие в ряде регионов Туркменистана, жалуются на ограничения своих культурных прав и возможностей получать образование на родном языке. Радио Азатлык получило письмо от читателя, который попросил обратить внимание на ситуацию и проблемы этнических меньшинств Туркменистана.
В августе этого года, выступая на сессии Комитета по ликвидации расовой дискриминации в штаб-квартире ООН в Женеве, туркменская делегация заявила о мерах, предпринимаемых Туркменистаном, по обеспечению «межнационального взаимопонимания».
Автор письма, отправленного в редакцию Радио Азатлык, ссылается на нескольких представителей узбекского этнического меньшинства, которые жалуются на отсутствие возможностей получать образование на родном языке.
Читатель Азатлыка подчёркивает, что туркменские власти «и не думают о том, чтобы обеспечить права граждан учить родной язык, закреплённые в Конституции страны».
Статья 21 Конституции Туркменистана гласит: «Государственным языком Туркменистана является туркменский язык. Всем гражданам Туркменистана гарантируется право пользования родным языком».
С первых лет независимости Туркменистана власти страны начали предпринимать усилия по продвижению государственного языка и его широкого использования, в рамках которых один за другим начали закрывать узбекские школы и классы.
«С начала 2000-х годов в городе не осталось ни одной узбекской школы или даже школ с классами, где преподают узбекский язык и литературу», говорит преподаватель узбекского языка на пенсии из города Магданлы Лебапского велаята.
Бывший преподаватель напоминает, что по итогам переписи населения Туркменистана в 1995 году, 84,5 процента населения города Магданлы составляли этнические узбеки.
В декабре 2022 года в Туркменистане провели очередную перепись населения, некоторые итоги которых хотя и были озвучены, данные о численности национальных меньшинств, проживающих в стране, власти до сих пор не раскрывают.
Туркменистан уверяет об отсутствии этнической дискриминации, так ли это на самом деле?
По словам представителей этнических узбеков, туркменские власти утверждают, что открытие узбекских школ невозможно из-за нехватки преподавателей и книг.
Но преподаватель из Дашогузского велаята, являющийся этническим узбеком, говорит, что за последние годы десятки местных узбеков получили педагогическое образование в ВУЗах соседнего Узбекистана и вернулись на родину.
«Более того, в самом Дашогузском велаяте всё ещё есть сотни преподавателей бывших узбекских школ. Педагогов, способных преподавать начальное образование, историю, естественные и гуманитарные науки, физкультуру, музыку и другие предметы, немало. Но власти продвигают только политику туркменизации, и не желают делать ничего по соблюдению прав человека», говорится в письме читателя Радио Азатлык.
Этрап имени С. А. Ниязова в Дашогузском велаяте, где кучно проживают этнические узбеки, по итогам 2020 года был признан лучшим этрапом Туркменистана и награждён премией в 1 миллион долларов.
В феврале 2021 года тогдашний президент Гурбангулы Бердымухамедов на встрече с высокопоставленными лицами узбекского правительства признал, что население данного этрапа в основном состоит из этнических узбеков.
Туркменский писатель Худайберди Халлы, проживающий в Праге, в беседе с Радио Азатлык 17 октября высказал мнение, что «только уважение прав этнических меньшинств может способствовать в них чувство гордости за родину».
«Неправильно называть узбеков этническим меньшинством. Потому что их много. Им дают возможность учиться, получать образование на родном языке, не разрешают открывать школы. Это, конечно явная дискриминация этой национальности, вообще-то говоря и ущемление прав и других национальных меньшинств», говорит туркменский писатель.
Туркменские власти на протяжении многих лет проводят политику туркменизации в структурах государственного управления. Представителей этнических меньшинств на высокие должности не назначают. Практике туркменизации за последние годы подверглись правоохранительные органы страны.