Заявление McDonald’s в Израиле о бесплатном питании для израильских военных вызвало негативную реакцию со стороны франчайзинговых компаний в арабских странах. Об этом пишет Аль-Джазира.
.
Комментатор, лауреат Пулитцеровской премии, Томас Фридман в конце 1990-х годов заявил, что две страны, в которых есть магазины «Макдональдс», никогда не вступали в войну.
Но пока бушуют боевые действия между Израилем и ХАМАСом, культовая американская сеть быстрого питания находится в состоянии войны сама с собой.
Филиалы McDonald’s на Ближнем Востоке высказали мнение противоположных сторон конфликта: филиалы в мусульманских странах дезавуировали решение McDonald’s Israel предоставлять бесплатное питание израильским военным.
Франшизы в Саудовской Аравии, Омане, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах, Иордании, Египте, Бахрейне и Турции дистанцировались от своих израильских коллег и коллективно пообещали выделить более 3 миллионов долларов на поддержку палестинцев, подвергшихся бомбардировкам в секторе Газа.
«Давайте объединим наши усилия и поддержим сообщество в секторе Газа всем, чем можем», — написала компания McDonald’s в Омане, которая пообещала выделить 100 000 долларов на гуманитарную помощь в секторе Газа, на X в воскресенье.
«Мы просим Всемогущего Бога защитить нашу любимую страну и все арабские и мусульманские страны от всего зла и ненависти».
С момента объявления о поддержке израильской армии McDonald’s Israel изменила свой аккаунт в Instagram на «частный» из-за негативной реакции со стороны потребителей в арабских и мусульманских странах.
Хотя McDonald’s входит в число самых знаковых американских брендов, большинство его ресторанов по всему миру принадлежат и управляются местными жителями.
Штаб-квартира McDonald’s в Чикаго, США, не ответила на запрос Аль-Джазиры о комментариях.
Случай с McDonald’s подчеркивает сложную геополитическую динамику, в которой мировым брендам приходится ориентироваться в эпоху, когда от бизнеса часто ожидают принятия решения по острым социальным и политическим вопросам.
Этот спор также возобновил обсуждение так называемой теории предотвращения конфликтов «Золотых арок», популяризированной Фридманом в его книге 1999 года «Лексус и оливковое дерево».
Теория о том, что страны, обладающие достаточным богатством и стабильностью для поддержки крупных сетей, таких как McDonald’s, не воюют друг с другом, была широко дискредитирована после конфликтов между странами с этим брендом, включая войну в Косово в 1998-99 годах и вторжение России в Украину.
У «Макдональдса» нет точек продаж в Газе или на оккупированном Западном Берегу, но Израиль столкнулся с боевиками «Хезболлы» в соседнем Ливане, где есть американская сеть.
«Сейчас мы наверняка живем в мире, находящемся после появления «Теории Золотых арок предотвращения конфликтов»», — заявил телеканалу «Аль-Джазира» Пол Масгрейв, доцент кафедры политологии Массачусетского университета в Амхерсте.
«Хотя в 2022 году в России и Украине были Макдональдсы, они все равно вступили в войну. Теперь конфликты внутри империи Макдональдса отражают реальные стрессы и страсти в регионе».
McDonald’s — не первый мировой бренд, который оказался втянутым в споры из-за своей позиции по израильско-палестинскому конфликту.
Британская транснациональная компания Unilever в прошлом году подверглась критике со стороны инвесторов за то, что не раскрыла информацию о том, что ее дочерняя компания по производству мороженого Ben and Jerry’s решила бойкотировать оккупированную Израилем территорию на Западном Берегу и в Восточном Иерусалиме в 2021 году.
В прошлом году некоторые покупатели бойкотировали испанский ритейлер Zara после того, как председатель его израильского филиала, канадско-израильский бизнесмен Джои Швебель, провел у себя дома мероприятие в поддержку крайне правого израильского министра Итамара Бен-Гвира.
Крупные бренды также оказались втянутыми в споры по поводу ситуации с правами человека в других странах, таких как Китай.
В 2021 году японский ритейлер MUJI подвергся критике после того, как публично одобрил хлопок, выращенный в китайском регионе Синьцзян, где, по словам правозащитников, мусульмане из числа этнических меньшинств эксплуатируются для принудительного труда.
Масгрейв сказал, что «мечта о том, что капитализм и торговля успокоят национализм и другие формы пыла, как выяснилось, имеет некоторые дыры».
«То, что разные франшизы McDonald’s оказываются на разных [риторических] сторонах, является еще одним примером того, как политика пронизывает все».