В Кыргызстане на прошлой неделе с официальным визитом побывал премьер-министр Китая Ли Цян, по итогам переговоров с которым официальный Бишкек подписал 12 соглашений.
В числе этих документов соглашения о совместной разработке трех угольных месторождений в КР и о совместном строительстве угольного логистического центра с ленточным конвейером вблизи кыргызско-китайской границы. На каких условиях компании Китая будут добывать уголь в Кыргызстане? Об этом пишет Азаттык.
70 на 30
Месторождения, работа на которых будет вестись вместе с китайскими компаниями, расположены в Баткенской, Джалал-Абадской и Нарынской областях. По данным Министерства энергетики КР, соглашения предусматривают совместную разработку участков «Тегене» и «Сулюкта поле – 11», а также разведку карьера «Торугарт».
Кроме того, совместно с компанией из КНР планируется построить угольный логистический центр с ленточным конвейером вблизи контрольного-пропускного пункта «Иркештам» на границе двух стран.
Вот что рассказал заместитель директора госпредприятия «Кыргызкомур» Суйунбек Мамашов:
«В разработку месторождения «Сулюкта поле – 11» будет вложено 50 млн долларов инвестиций. А для разведки «Торугарта» и добычи там угля – 26 млн долларов. Финансирование же ленточного конвейера на «Иркештаме» превысит 50 млн долларов. Что же касается работ на «Тегене», то на первом этапе вливания в этот участок превысят 7 млн долларов. В первую очередь работа начнется на этом разрезе и на «Сулюкта поле – 11».
Угольное месторождение «Тегене» расположено в 30-35 километрах от города Таш-Кумыра в Джалал-Абадской области, на левом берегу реки Кара-Суу. Его балансовые запасы топлива оцениваются в 47 млн тонн. В 2015 году был объявлен аукцион на его разработку, позже участок перешел к «Кыргызкомуру».
Что же касается «Сулюкта поле – 11», то там, предположительно, имеется 114 млн тонн угля. Площадь месторождения превышает 800 гектаров.
Председатель ассоциации шахтеров города Сулюкты Замир Мирзали уулу говорит, что работы на карьере пока не начинались:
«У местного населения нет полной информации об условиях соглашения с китайской стороной. Потому что тут еще никого нет, но когда они начнут завозить технику, тогда станет известна позиция народа. Но в принципе отношение к инвесторам здесь неплохое, так как Сулюкта – это город. До этого многие [местные] шахты также разрабатывались с участием китайских компаний, но все они обанкротились. Поэтому я не верю, что и в этот раз что-то получится. Но, возможно, из-за участия государства, что-нибудь удастся добыть».
По данным «Кыргызкомура», лицензии на все три угольных месторождения останутся в собственности государства, но 70% добываемого топлива будет принадлежать китайским инвесторам, а оставшиеся 30% – Кыргызстану. При этом обещают, что в первую очередь будут покрываться потребности местного населения, а потом уже уголь будут продавать за пределы региона. Ранее большинство добываемого на юге республики «черного золота» уходило в Узбекистан и Таджикистан, с которым торговля в последние годы не ведется после приграничных конфликтов.
Бывший директор «Кыргызкомура» Расул Умбеталиев объясняет интерес Китая к угольным карьерам КР ростом производства в этой стране. Но, по его мнению, схема в «70 на 30», по которой были заключены соглашения, не отвечает интересам КР:
«Надо было договариваться хотя бы о «60 на 40», где большая часть угля – это процент Кыргызстана. Ведь основные богатства – вода, земля и электроэнергия – наши. Тем более у нас дешевая оплата труда, низкие налоги. Вот почему они заинтересованы. Например, в Монголии инвестору отдают только 30% [того, что добыто], а 70% остается государству. А у нас получилось наоборот. Кроме того, были внутренние инвесторы, которые хотели вести разработку участков «Тегене» и «Сулюкта». Но отдали китайским компаниям».
В «Кыргызкомуре», между тем, подчеркивают, что все расходы по деятельности на трех обозначенных разрезах возьмет на себя китайская сторона.
Ленточный конвейер как способ увеличения экспорта
Согласно проекту строительства угольного логистического центра вблизи кыргызско-китайской границы, длина ленточного конвейера будет 7,5 километров. В «Кыргызкомуре» заявили, что Китай подобное сооружение на своей территории уже построил.
В 2022 году Кыргызстан экспортировал в Китай 117 тысяч 290 тонн угля, то есть можно сказать, что в сутки из КР туда въезжало по 2-3 машины с топливом. Высказывалось мнение, что это тоже могло быть причиной заторов на КПП «Иркештам».
Суйун Мамашов говорит, что в случае строительства ленточного конвейера, экспорт угля в Китай вырастет в 100 раз:
«На «Иркештаме» всегда много большегрузов, из-за чего часто возникают проблемы. Между тем, в Китае спрос на кыргызстанский уголь довольно высок. К примеру, в одном только Синьцзянском автономном округе просят 15 млн тонн топлива, но мы не можем предоставить этот объем, так как сами добываем лишь 3,5 млн тонны. Надеемся, что ситуация улучшится с началом работы на [вышеуказанных] месторождениях».
Когда будут реализованы амбициозные планы «Кыргызкомура», сказать пока трудно. Между тем в Бишкеке, где уже наступили холода, наблюдается высокий спрос на уголь, из-за чего иногда повышается его стоимость.
Не секрет, что в Кыргызстане неоднозначное отношение к китайским инвесторам. Так, в 2019 году в Ат-Башинском районе Нарынской области сорвался проект по строительства торгово-логистического центра с участием бизнесмена из Китая. До этого против компаний из Поднебесной выступали жители близ золоторудных месторождений Солтон-Сары и Макмал. А в Тогуз-Тороуском районе в ходе такой акции был сожжен офис горнодобывающего предприятия.