Министр транспорта Узбекистана Илхом Махкамов сообщил Kun.uz, что по этим двум проектам со странами-партнерами достигнуты договоренности, подготовлены все технико-экономические обоснования строительства железной дороги.
«Наша главная цель – выйти через Афганистан к портам Пакистана. Главный вопрос – развитие Трансафганского международного коридора. Наш президент уже 5 лет прилагает к этому усилия. Уверен, нам нужно продолжать это в плане практической работы.
В рамках визита была достигнута договоренность о создании дополнительных возможностей и условий для использования данного коридора, а также о создании условий для того, чтобы узбекские перевозчики могли беспрепятственно проходить через территорию Афганистана и достигать пакистанской границы», рассказал Илхом Махкамов.
– Какую информацию вы можете предоставить о железной дороге «Узбекистан – Кыргызстан – Китай»?
– Как вы знаете, продукция из Китая поступает в основном через Казахстан. Однако мы работаем над развитием кыргызстанского коридора. Мы создали условия для того, чтобы Иркештам, то есть пограничный пост между Кыргызстаном и Китаем, работал 24 часа в сутки, были созданы все условия для передвижения автотранспорта по территории Кыргызстана, беспрепятственного проезда в Андижан, на пограничный пост Кыргызстана и Узбекистана. Сегодня по этому коридору перевозится в 7,5 раз больше грузов. Сейчас наше главное движение – это проект строительства железной дороги на территории Кыргызстана. По этому вопросу разработаны 3-х сторонние технико-экономические обоснования. В настоящее время мы ведем переговоры о том, кто это сделает.
– Когда ожидается завершение проекта Трансафганской железной дороги и железной дороги «Узбекистан – Кыргызстан – Китай»?
– Мы нацелены на то, чтобы все строительные работы начались в следующем (2024-м) году. Сейчас это сложно из-за проектов, связанных с несколькими странами. Это отличается от строительства в нашем регионе. Основные направления: с чего начать, в каком стиле это будет сделано, согласованное и подготовленное технико-экономическое обоснование.
– По какой причине затягиваются железнодорожные проекты?
– Надо сказать, что реализация этих двух международных транспортных проектов, имеющих стратегическое значение для страны, была намечена много лет назад. В частности, первые переговоры по строительству железнодорожной линии Узбекистан – Кыргызстан – Китай начались в 2017 году. В 2019 году состоялись переговоры с китайской стороной о реализации проекта. Китайские специалисты высказали свои предложения по поводу территорий, через которые может пройти эта железнодорожная линия.
К сентябрю этого года стало известно, что стоимость проекта оценивается в $5-7 млрд, три государства подготовили первичное технико-экономическое обоснование, но вопрос о том, кто и как будет финансировать готовый проект, остается открытым.
Строительство железной дороги “Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар», как сказал ранее министр, затягивается уже 5 лет. Ранее строительство Трансафганской железной дороги протяженностью 600 км оценивалось в $ 4,8 миллиарда. Проект застопорился, когда талибы пришли к власти, но к июлю 2022 года начались экспедиционные работы по определению маршрута и технико-экономического обоснования железной дороги.
Глава департамента Министерства транспорта Абдусамад Муминов в интервью Kun.uz отметил, что сегодня в этом направлении запущены мультимодальные перевозки, а объем грузов, поступающих в Узбекистан через территорию Афганистана, увеличился в несколько раз.
«Проект находится на начальной стадии, готовится предварительное техническое задание, чтобы мы могли подготовить технико-экономическое обоснование. Для этого 3 стороны договариваются о привлечении средств в проект», – сказал он.
Муминов также ответил на вопрос о том, затрудняет ли привлечение международных финансовых организаций в проект, тот факт что ни одна страна не признает правительство «Талибана».
«Это правда, что Всемирный банк может не выделить средств на проект, но есть и другие международные финансовые учреждения. Например, есть Азиатские банки развития, Исламские банки развития. Это то, над чем сейчас работают», – сказал чиновник Министерства транспорта.