Закат соцсетей: людям больше не нужны аккаунты?

Автор -
338

Журналист Джейсон Парэм считает, что потребности людей в общении изменились, и соцсети больше не могут их удовлетворить.

Золотой век вечного онлайна близится к концу. «Я удалила Facebook несколько лет назад, почти не бывают в Twitter, а приглашения Bluesky просто лежат в моем почтовом ящике, — говорит мне подруга, когда я спрашиваю, как изменилось ее отношение к социальным сетям за последнее время. — В основном я использую только сторис в Instagram* и почти никогда не публикую посты в самой сети. Я больше не хочу заводить аккаунты. С этим покончено».

Нынешний период называют сумерками эры социальных сетей, переосмыслившей создание сообществ и цифровую переписку. Многие пользователи социальных сетей первого поколения (которым от 27 до 42 лет) чувствуют, что вечеринка закончилась.

Twitter ужасен (извините, я никогда не буду называть его X). Instagram переполнен рекламой и блогерами, продающими кремы для лица и советы по фитнесу. TikTok, который изначально казался более глянцевой альтернативой YouTube, все больше напоминает торговый центр, полный «точных копий брендов», где главное — это хайп, а не долговременное впечатление.

Влияние — это элемент, которого у Twitter всегда было в избытке, о чем свидетельствует безумная попытка Кремниевой долины заполнить образовавшуюся после краха пропасть. За последнее десятилетие я провел на этой платформе немереное количество времени. Она стала проводником для различных общественных и политических движений. Прошел год с тех пор, как Илон Маск возглавил Twitter, и за рекордно короткое время он обрушил все, что придавало платформе ее уникальную привлекательность (вопросы безопасности и инклюзивности были проблемой и при прежнем генеральном директоре Джеке Дорси, но сейчас они значительно обострились). Во вселенной социальных сетей образовалась пустота.

В период своего расцвета, с 2008 по 2015 годы, до того как такие цифровые валюты, как ретвиты и просмотры, изменили способы взаимодействия пользователей друг с другом, ни одна другая платформа не предлагала того, что делал Twitter (а именно, актуальные беседы и анализ в режиме реального времени). Это был чистый лист для того, чтобы зафиксировать все, что происходило с нами и вокруг нас. Это была революция, и скоро то, что мы помним о ней, уйдет в прошлое.

Если на первых порах социальные сети обещали приблизить общество к виртуальному идеалу, то с последними изменениями в принципах работы платформ все пошло наперекосяк. Наряду с Twitter, деградация в Facebook* и Instagram* (накрученные подписки, распространение хейта и дезинформации, конфиденциальность, продаваемая как премиальный товар, угроза генеративного ИИ) знаменует собой резкий перелом в ценности социальных сетей. «Это слишком большой зеркальный лабиринт, — говорит моя подруга о том, во что превратились социальные сети. — Это неизбежно, когда к людям относятся лишь как к маркетинговым категориям». По ее словам, все что происходит с интернет-платформами сейчас — это слишком навязчиво.

Сегодня социальные медиа в меньшей степени обусловлены реальными социальными связями. «Их движущей силой является видимость социальных связей, — считает Майлон Твайман, эксперт по количественным исследованиям из Калифорнийского университета в Анненберге, специализирующийся на анализе социальных сетей. — Человеческие отношения пострадали, и их сложность уменьшилась. Поскольку многие из наших взаимодействий сейчас происходят на платформах, где обратная связь обеспечивается просмотрами и оценками, многие люди не имеют большого опыта взаимодействия в условиях, где есть коллективные цели». По словам Тваймана, это также привело к тому, что в реальном общении люди в большей степени ориентированы на имидж и идентичность.

Недавно я опросил группу своих друзей (тех, кто, как и я, был в числе первых пользователей соцсетей) и общее мнение было таково: пользователи выгорают и теряют интерес. Все признали, что общее время в соцсетях снизилось. По данным британской компании GWI, занимающейся маркетинговыми исследованиями, использование социальных сетей идет на спад. «Я не отправлял твитов с мая, — поделился по электронной почте другой друг. — Я в принципе считаю, что мы уже переросли необходимость общаться в одном месте. Уже все поняли, что это источник негатива, и я думаю, что и то, как я пользуюсь соцсетями, отражает это».

Мы были одними из самых первых пользователей Twitter. Я присоединился к сервису в 2008 году, а официально зарегистрировался в 2009 году, после непродолжительного отсутствия, как раз в тот момент, когда в песне Young Jeezy «My president is Black» прозвучало обещание лучшего завтра, хотя пришлось бороться за то, чтобы попасть туда. Для моего поколения социальные сети были не просто местом — это была возможность. Это был шанс на будущее, которое казалось недосягаемым. Мы окончили школу в период экономического спада. Нам обещали гарантию жизни в среднем классе, а оказалось, что мы в долгах на всю жизнь из-за студенческих кредитов на обучение. Возможности были ограничены. Нестабильность была само собой разумеющейся. У нас не было работы, но у нас был Wi-Fi. Мы были преданы только связи, друг другу. И мы подключились.

Миллениалы — это последние представители аналогового мира, как вчерашнего, так и завтрашнего, мост между тем, что было, и тем, что будет. Возможно, именно в этом кроется причина моих сомнений, и именно поэтому кажется, что не осталось хороших приложений для общения — такого, как мы привыкли. Мы выросли на чатах и Myspace. Наше самовыражение было исключительно цифровым. Мы массово регистрировались, потому что все наши устремления взрослой жизни реализовывались в сети. Соцсети были тем местом, где мы находили сообщество, оттачивали свои творческие порывы и делали карьеру. Мы использовали социальные сети, чтобы изменить жизнь общества.

Не то чтобы я считал себя слишком старым для социальных сетей или для того темпа и внимания, которых они требуют. Просто в наши дни мне уже не так интересно быть везде. Я также не против платить за приложения; я считаю, что люди должны поддерживать сообщества, в которых они участвуют. Но я не буду платить за приложение, в котором нет здравого смысла, которое не работает на общую цель. Возможно, речь идет о проблеме доступности. Интернет обещал нам доступ, но я не понимал, что это значит. Это значит быть всегда подключенным к сети, доступным, в курсе событий и последних тенденций. Это требование времени, от которого я больше не хочу отказываться.

Возможно, дело в том, что правила изменились и продолжают меняться. «Люди стали более осторожными в вопросах восприятия аудитории, — считает Твайман. — TikTok показывает, на чем будет основываться следующий этап развития социальных медиа: будущее, ориентированное на визуальное погружение, подпитываемое искусственным интеллектом, дополненной реальностью и определением местоположения».

Конкуренты пытаются воспользоваться угасанием Twitter и перетянуть внимание на себя. Подобно тому, чего пытались добиться отдельные анклавы раннего интернета, Mastodon, Spill, Bluesky и Threads предлагают уникальные альтернативы. Но причина, по которой ни один из них не захватил массовую культуру так, как Facebook* и Twitter захватили моих друзей и меня в середине 2000-х годов, заключается в том, что сейчас мы общаемся совершенно по-другому. Старый способ ушел в прошлое. Ничто не может занять его место. Да и не должно.

Поделитесь новостью