Дети с инвалидностью в Европе и Центральной Азии сталкиваются с дискриминацией дома, в школах и местных сообществах. Об этом говорится в новом анализе данных из девяти стран и территорий региона, опубликованном сегодня ЮНИСЕФ.
В докладе «Дети с инвалидностью в Европе и Центральной Азии: статистический обзор их благополучия» представлены данные из Беларуси, Грузии, Кыргызстана, Северной Македонии, Сербии, Туркменистана, Узбекистана и Черногории, указывающие на значительное неравенство в доступе к основным услугам и уходу, с которым сталкиваются дети с инвалидностью.
«Дети с инвалидностью во многих ситуациях продолжают сталкиваться с изоляцией: начиная с того, что им не оказывают полноценную поддержку в школе, им не читают и с ними не играют дома, и заканчивая тем, что к этим детям применяют дисциплинарные меры насильственного характера», – говорит Региональный директор ЮНИСЕФ по странам Европы и Центральной Азии Реджина Де Доминичис.
В большинстве стран, по которым имеются данные, дети с инвалидностью чаще подвергаются психологической агрессии и жестоким физическим наказаниям со стороны лиц, осуществляющих за ними уход, по сравнению с детьми без ограничений. В Кыргызстане и Северной Македонии более 80 процентов таких детей подвергаются психологической агрессии по сравнению с 72 процентами и 69 процентами детей, не имеющих инвалидность.
В целом, дети с инвалидностью возможностями посещают школу реже, чем дети без ограничений жизнедеятельности. В Туркменистане и Сербии детям с инвалидностью реже бывает обеспечена надлежащая стимуляция раннего развития и ответственный уход, чем детям без ограничений. В этих странах у детей с инвалидностью также реже бывает две или более игрушки. В Узбекистане треть детей с инвалидностью не участвует в играх и занятиях со своими родителями или другими взрослыми членами семьи.
Понимая эти проблемы, ЮНИСЕФ проводит работу во всем регионе по обеспечению максимально возможной поддержки каждому ребенку с инвалидностью, начиная с раннего возраста и заканчивая подростковым периодом, когда подросток готовится начать качественный и независимый образ жизни в своем местном сообществе.
«Несмотря на достигнутый значительный прогресс, нам необходимо адаптировать все условия и услуги и сделать их инклюзивными для детей с инвалидностью. Центральное место в этом процессе занимает преодоление стигматизации и дискриминации в восприятии детей с инвалидностью и отношении к ним, а также инвестирование в развитие потенциала на всех уровнях», — отмечает Реджина Де Доминичис.
ЮНИСЕФ уделяет приоритетное внимание усилиям по закрытию интернатных учреждений и созданию альтернативных форм ухода за детьми с инвалидностью на основе семей или местных сообществ, а также увеличению инвестиций в соответствующие местные службы.
Во многих странах были расширены программы посещения на дому, с тем чтобы обеспечить семьям детей с инвалидностью надлежащую поддержку и наладить их связь со специализированными службами. Это крайне важно для предотвращения случаев разлучения семей.
Во всех странах Европы и Центральной Азии ЮНИСЕФ взаимодействует с правительствами в целях приоритизации инклюзивного образования, делая общеобразовательные школы и учебный процесс доступными, инклюзивными и свободными от стигматизации, дискриминации и насилия.
В докладе содержится ряд рекомендаций для стран по улучшению поддержки семей и обеспечению справедливого доступа детей с инвалидностью к инклюзивным услугам. К числу этих рекомендаций относятся следующие:
- Сделать социальные услуги, системы образования и среду инклюзивными и доступными, чтобы предотвратить случаи разлучения семей и обеспечить всем детям возможность получать уход и помощь на уровне местных сообществ, а также возможность учиться, играть и получать информацию.
- Обеспечить защиту детей с инвалидностью от насилия, жестокого обращения, безнадзорности и эксплуатации, а также обеспечить семьям поддержку и доступ к дружественной по отношению к ребенку и учитывающей особенности таких детей помощи и правосудию в случаях нарушения прав.
- Расширить доступ к охране психического здоровья и психосоциальной поддержке.
- Провести работу по искоренению стигматизации и дискриминации в отношении детей с ограниченными возможностями и обеспечить таким детям возможность быть услышанными и оказывать влияние на разработку политики.
- Инвестировать в обеспечение социальной защиты детей и их семей, позволяющей им получить доступ к важнейшим услугам и снизить уровень бедности, обездоленности и изоляции.
- Обеспечить сбор надежных и инклюзивных данных, выходящих за рамки распространенности и способствующие осознанию положения детей с ограниченными возможностями.