Почему Динмухамед Кунаев просил Горбачева прислать в Казахстан чужака?

Автор -
553

    По версии Доса Кошима, известного общественного и политического деятеля, переводчика на судебном процессе над четырьмя «декабристами», среди которых был и Кайрат Рыскулбеков, причиной (не поводом) событий 1986 года стало предполагаемое создание нефтяного региона из трех областей – Мангистауской, Гурьевской и Оренбургской, который юридически должен был подчиняться РФ. Об этом пишет exclusive.kz.

    – То, что казахи требовали собственного лидера для своей страны, было всего лишь поводом, – считает он. – Причина была в принципе, который называется «разделяй и властвуй». В 1970-1980-х годах, по официальной статистике, в Алма-Ате проживало всего 16% казахов вместе с приезжими студентами. Представители коренного населения очень тяжело прописывались в столице. Остаться здесь после окончания вуза было фактически невозможно. Плюс проблемы, связанные с языком, национальной культурой и т.д. И то, что «ушли» казаха Кунаева и прислали чужака Колбина, было, что называется, последней каплей, искрой, из которой вспыхнуло пламя. Казахи, вышедшие на площадь, думали не об этих двоих, они задавались вопросом: почему мы до сих пор остаемся колонией России в составе Советского Союза? Почему мы до сих пор бесправные?

    Сегодня, когда прошло 37 лет, с одной стороны, 17-18 декабря – это наша гордость. Многие, особенно народы Балтии и грузины, при встречах говорят: «Молодцы казахи, вы были первыми». С другой – это черный траурный день, после которого 99 человек были осуждены, двое приговорены к смертной казни, и неизвестно, сколько на самом деле было убито человек.

    Я не знаю, как из этой трудной ситуации вышла власть, но один человек сказал мне интересную вещь – тела убитых на площади студентов отправляли в разные регионы по месту проживания родителей. Например, доставив останки одного погибшего парня в Кзыл-Орду, заявили родственникам, что тело найдено около вокзала, где кто-то убил его. Это делалось для того, чтобы не связывать его смерть с декабрьскими событиями.

    – Вы считаете, что причиной восстания стали накопившиеся проблемы коренного населения? Но есть еще версия о том, что тогдашняя элита таким образом боролась за власть.

    – Когда я стал «копать» в этом направлении, то узнал, что в 1985 году прошло совещание в Гурьеве с участием председателя совета министров СССР Николая Рыжкова, где предлагалось создать нефтяной регион из трех областей – Мангистауской, Гурьевской и Оренбургской, который юридически будет подчиняться РФ. Выступивший на этом совещании Динмухамед Кунаев сказал, что он не против, но юридически наши области должны оставаться за Казахстаном, а председатель Совета Министров Казахской ССР Нурсултан Назарбаев заявил, что Советский Союз – наш общий дом, поэтому их можно отдать РСФСР. После этого Кунаев заявил генсеку Горбачеву, что хочет уйти на заслуженный отдых. Но опасаясь, что если первым руководителем республики станет Назарбаев, то он может отдать две эти области России, Кунаев попросил, чтобы в Казахстан прислали чужака.
    Я искал подтверждения этой версии, и, кажется, нашел ее. Ведь Горбачев в одном из своих телевизионных интервью сказал о том же самом: казахи сами попросили человека из другого региона.

    Есть и второй довод в пользу этой версии. У меня сложились хорошие отношения с фондом Фридриха Эберта. Они как-то попросили перевести на казахский снятый ими документальный фильм «Это тяжелое слово демократия». Когда переводишь, то обычно заостряешь внимание на каждом слове. Там есть такой эпизод, где Кунаев говорит: «Я спросил Горбачева, кого вы пришлете к нам?» В голове сразу щелкнуло – почему он не спрашивает, кто будет в Казахстане после него, а именно – «кого вы пришлете»?

    Поговорил также с депутатом Верховного Совета КазССР Газизом Алдамжаровым. В ту пору, когда проходило то совещание, он работал в Гурьеве на партийных постах. Аксакал подтвердил, что Рыжков в 1985 году приезжал в Гурьев именно по этому вопросу – созданию нефтяной автономии. Моя версия: когда в республику неожиданно прислали Колбина, Назарбаев через своих людей 16-го вечером организовал начало выступления на площади. Он думал, что руководство Советского Союза побоится крови и Колбина уберут. Но центр стал действовать по старинке – решил на корню, кроваво, чтобы другим неповадно было, подавить инакомыслие с помощью операции «Метель». Назарбаеву, как председателю Совета министров Казахской СССР, пришлось самому возглавить ее.

    Так что, я предполагаю, что на начальном этапе все организовали люди Назарбаева, но потом это восстание приобрело другой «коленкор». Это только одна из версий. Когда-то я озвучил её на телевидении, правда, ту программу не выпустили в эфир, но сам я везде об этом говорю и пишу.

    Самое страшное – прошло 37 лет, имена героев Желтоксана – Кайрата Рыскулбекова, Хасена Кожахмета и других – у всех на устах, но почему нет второй стороны – тех руководителей предприятий, ректоров и парторгов, увольнявших людей с работы и выгонявших из институтов с «волчьим» билетом? Где те сотрудники КГБ и правоохранительных органов, которые выявляли, арестовывали и составляли ложные обвинения? Свыше четырех тысяч человек были награждены за подавление декабрьских событий орденами, медалями, денежными премиями. Вернули эти кровавые, позорные награды только 37 человек. Первым был кыргызский солдат-срочник. Он специально приехал в Алма-Ату, чтобы отдать свою грамоту комиссии Мухтара Шаханова по расследованию декабрьских событий.

    Поделиться