В Кыргызстане открыли новый вид пресноводных моллюсков

Ученые Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лаверова Уральского отделения РАН (ФИЦКИА) открыли четыре новых вида пресноводных моллюсков подсемейства сфериин (Sphaeriinae) на территории России, в Кыргызстане и в Африке, рассказала ТАСС руководитель проекта, директор Института биогеографии и генетических ресурсов центра Юлия Беспалая. По итогам многолетнего исследования ученые упорядочили систематику этих моллюсков и уточнили их эволюцию.

«При изучении этого подсемейства нами было описано четыре новых вида. Мы оценивали морфологию, анатомию, молекулярно-генетические данные. Были привлечены коллекционные сборы типовых экземпляров, для некоторых видов, которые были когда-то описаны, были проведены экспедиции в типовые локалитеты: Индигирка, Колыма, Енисей, — сказала Беспалая. — Один вид из бассейна Колымы, второй вид мы описали из Марокко, но он обитает и в европейских странах, был обнаружен в Македонии и еще в Турции. Третий вид — в Кыргызстане, и еще один — на Кавказе».

Сфериины, которых еще называют горошинки и шаровки — это широко распространенные в пресных водоемах мелкие двустворчатые моллюски.

Это одна из немногих групп моллюсков, которая освоила водоемы в Арктике, это единственные представители семейства, обитающие на архипелаге Новая Земля. Популяции их жизнеспособные, несмотря на то, что на зиму они буквально вмерзают в лед.

Сфериины — активные биофильтраторы, а также являются источником пищи для различных птиц и рыб, в том числе имеющих хозяйственное значение. Часто эти моллюски доминируют в экосистемах, их наличие и состояние является важным пунктом при оценке биоразнообразия водоема, а для этого принципиальна правильная систематика.