Куда же они все делись? Как Homo sapiens стал последним оставшимся видом человека

Автор -

Когда-то по Земле бродило не менее девяти видов гомининов, так что же стало с нашими исчезнувшими родственниками? Об этом пишет Сара Уайлд:

Всего 300 000 лет назад — миг эволюционного времени — по планете бродило не менее девяти видов людей. Сегодня остался только наш, Homo sapiens. И это поднимает один из самых больших вопросов в истории человеческой эволюции: куда делись все остальные?

«Не случайно некоторые из них исчезли примерно в то время, когда Homo sapiens начал распространяться из Африки по всему миру» — говорит профессор Крис Стрингер, руководитель отдела происхождения человека в Музее естественной истории в Лондоне. «Мы не знаем, была ли здесь прямая связь».

Существует множество теорий об исчезновении наших двоюродных братьев, а доказательств, позволяющих точно расшифровать произошедшее, мало. Но последние исследования дают разные подсказки.

Мы знаем, что примерно 40 000 лет назад H sapiens был последним человеком из большой и разнообразной группы двуногих гомининов. Гипотезы могут быть самыми разными: например, у H sapiens выживаемость младенцев была выше, чем у других гомининов, или изменения климата привели к тому, что другие виды оказались на краю пропасти. Другие предполагают более активную роль, например, H sapiens охотился на других людей или скрещивался с ними, усваивая их генетику.

Около 300 000 лет назад в Африке появились первые популяции H sapiens. Они не были похожи на современных людей, но они более похожи на нас, чем другие виды Homo. У них были высокие, округлые черепа с почти вертикальным лбом. У них не было насупленных бровей неандертальцев (Homo neanderthalensis) или выступающей челюсти архаичных видов, таких как Homo naledi. У них также был подбородок, чего не было ни у одного вида Homo (хотя мы не знаем, почему этот выступ есть только у H sapiens).

Исследование, опубликованное в журнале Nature в этом году, разрушило идею о том, что H sapiens произошли из одного места в Африке в результате одного большого эволюционного скачка. Проанализировав геномы 290 человек, исследователи показали, что H sapiens произошел как минимум от двух популяций, которые жили в Африке в течение 1 млн лет, а затем слились в ходе нескольких взаимодействий.

Палеоантропологи продолжают спорить (довольно яростно) о том, кто был последним предком H Sapiens, но пока что убедительных доказательств нет. Также не существует данных о едином происхождении H sapiens. Древние останки ранних сапиенсов обнаружены в Джебель Ирхуде в Марокко, Омо Кибиш в Эфиопии и Флорисбаде в Южной Африке, что позволяет предположить, что наш вид возник в нескольких местах.

Вопрос о том, когда H sapiens покинул Африку, также является предметом споров. Генетические данные свидетельствуют о том, что между 80 000 и 60 000 лет назад произошла большая вылазка за пределы континента. Но это была не первая экспедиция. Вызывающий недоумение череп H sapiens в Апидиме в Греции был датирован возрастом не менее 210 000 лет.

Мы знаем о нескольких других группах Homo, существовавших наряду с H sapiens между 300 000 и 100 000 лет назад. Некоторые из них были весьма похожи на H sapiens. Коренастые неандертальцы переносили холодную погоду Европы, а загадочные денисовцы влачили существование в разреженном воздухе нынешней Сибири и Тибета, а возможно, и дальше.

Homo erectus, длинноногий «космополит», названный так из-за впечатляющего географического диапазона, который он охватывал, все еще бродил по Индонезии; Homo longi (также известный как «человек-дракон») жил в Китае. Homo rhodesiensis (также известный как Homo bodoensis или Homo heidelbergensis — ученые продолжают спорить о его названии и принадлежности) обитал в центральной и южной Африке.

Другие виды довольно сильно отличались от нас: H naledi с мозгом размером с обезьяний бродил по лесистым лугам Южной Африки, а миниатюрные Homo floresiensis и Homo luzonensis жили, дышали и умирали на островах Флорес и Лусон в Индонезии и на Филиппинах соответственно.

«Гоминины, вероятно, постоянно вымирали», — говорит профессор Элеонора Скерри, руководитель группы палеосистем человека в Институте геоантропологии Макса Планка в Йене, Германия. «Возможно, это необычно, что мы до сих пор существуем».

Социальная устойчивость

Для большинства древних видов человека окаменелости скудны. Например, особи H naledi найдены только в одном месте в Южной Африке. О некоторых других видах известно лишь несколько особей. В Африке, где впервые появился H sapiens, на удивление мало ископаемых Homo. «Мы пока не очень хорошо понимаем, какие еще гоминины обитали в Африке вместе с H sapiens», — говорит Скерри.

Однако о неандертальцах имеется множество данных, включая полные геномы, извлеченные из костей. Эти близкие родственники бродили по Евразии примерно до 40 000 лет назад, живя небольшими группами. О денисовцах ученые знают гораздо меньше, но то, что им известно, перевернуло наше представление о происхождении человека. В 2008 году в Денисовой пещере в Сибири российские археологи нашли несколько фрагментов костей гомининов, в том числе кость пальца и часть пальца ноги. Холодная погода сохранила часть ДНК в кости пальца, что позволило получить полный геном этого ранее неизвестного вида.

На основании геномов неандертальцев и денисовцев исследователи сделали вывод, что они жили небольшими группами и часто скрещивались между собой. Некоторые оценки численности населения, основанные на митохондриальной ДНК (наследуемой по материнской линии), предполагают, что в период наибольшей численности в Евразии насчитывалось около 52 000 неандертальцев, прежде чем их численность начала сокращаться. Другие предполагают, что их могло быть от 20 000 до 50 000 особей.

Важным преимуществом наших прямых предков был размер популяции. «Из-за небольших размеров популяций [среди неандертальцев и денисовцев] было гораздо больше скрещиваний, и генетика отражает это» — говорит Скерри. Отсутствие генетического разнообразия сделало бы эти популяции более восприимчивыми к болезням и, следовательно, менее склонными к выживанию.

Для сравнения, у H sapiens были более крупные группы и большее генетическое разнообразие. Последствия этого выходят за рамки приспособленности к болезням. «У H sapiens мы видим более крупные социальные сети, распространяющиеся на весь ландшафт», — говорит Стрингер. «Наличие широких сетей дает вам возможность подстраховаться, потому что если вы связаны с людьми, находящимися чуть дальше, в случае экологического кризиса — у вас закончилась еда или вода — вы можете переместиться в их среду, и они не будут врагами, они будут вашими родственниками». Такие сети также позволяют обмениваться идеями и инновациями, добавляет Стрингер.

Такая социальная устойчивость могла помочь H sapiens пережить климатические изменения, которые уничтожили бы менее приспособленных особей и виды. Исследование, опубликованное в 2022 году в журнале Nature, смоделировало древние климатические условия и экосистемы, в которых жили H erectus, H heidelbergensis и неандертальцы, и показало, что они потеряли значительную часть своих экологических ниш, прежде чем исчезнуть.

Более масштабное моделирование 2023 года, включающее шесть видов Homo, а также климат и растительность за последние 3 млн лет, показало, что более поздние виды Homo могли жить в более широком диапазоне сред обитания, особенно H sapiens.

Профессор Аксель Тиммерманн, соавтор этого исследования и директор Центра климатической физики IBS в Пусане (Южная Корея), считает, что H sapiens превзошли неандертальцев, что в конечном итоге привело к гибели последних.

Он построил численную модель, описанную в работе 2020 года, которая имитировала распространение H sapiens из Африки и сочеталась с доступными источниками пищи. С ее помощью он проверил три гипотезы вымирания неандертальцев: их ассимиляция с H sapiens, огромная климатическая катастрофа или то, что H sapiens превзошли их. «Только последний вариант [исключение конкуренции] может способствовать реалистичному вымиранию неандертальцев», — говорит Тиммерманн.

В модели не изучалось, в чем конкретно могло заключаться конкурентное преимущество, хотя оно могло включать в себя более совершенные орудия труда, лучшую выживаемость потомства или, возможно, даже социальную охоту, говорит он.

Скрещивание человеческих видов

Стрингер считает, что ряд небольших преимуществ позволил H sapiens превзойти своих кузенов. «Сейчас мы знаем, что неандертальцы были очень способными, но, возможно, H sapiens был лишь немного более способным», — говорит он. По его словам, склонить чашу весов в пользу H sapiens могли такие, казалось бы, незначительные инновации, как ткачество или швейные иглы (оба вида известны в ископаемых останках H sapiens с 35 000 и 30 000 лет назад соответственно).

«Плетя, вы можете делать корзины или сети… Швейная игла позволяет лучше уплотнять [материалы], поэтому у вас получаются более утепленные палатки, и вы можете согревать своих детей, что, конечно, очень важно для выживания младенцев». Более крупные социальные сети также позволили бы H sapiens делиться такими инновациями, добавляет он.

Другая возможность заключается в том, что H sapiens ассимилировал своих кузенов в генофонд — и есть генетические доказательства того, что это действительно произошло, хотя вопрос о том, несет ли он ответственность за исчезновение других видов, все еще остается спорным. Некоторые люди, живущие в настоящее время в Евразии, имеют до 2 % неандертальской ДНК. Более того, некоторые генетики утверждают, что могут собрать около 40 % генома неандертальцев из последовательностей живых людей.

Между тем, население Океании, включающей Австралазию, Меланезию, Микронезию и Полинезию, имеет от 2 до 4 % денисовской ДНК. У некоторых групп этот показатель еще выше. Существует также манящая тайна неизвестного предка человека, который внес от 2 до 19 % своей генетики в жизнь людей, живущих сегодня в Западной Африке.

В 2020 году двое исследователей из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе получили геномы более 400 человек, живущих в Нигерии, Сьерра-Леоне и Гамбии. По их оценкам, древние люди скрещивались с H sapiens в этом регионе в какой-то момент за последние 124 000 лет. «Это поднимает важный философский спор», — говорит Скерри. «Действительно ли они вымерли, или они все еще каким-то образом с нами?»

Профессор Ребекка Акерманн, содиректор Исследовательского института эволюции человека при Кейптаунском университете в Южной Африке, говорит, что все зависит от того, как вы определяете вид. Этот вопрос вызывает много споров среди палеоантропологов: одни признают множество видов, другие — лишь несколько. «Я считаю, что они, вероятно, не были отдельными видами» — говорит она, за исключением таких очевидных исключений, как H naledi с маленьким мозгом. «Мы должны говорить о них как о региональных вариантах».

Но некоторые группы — независимо от того, являются ли они отдельными видами или нет — определенно оказались лучше других, и наши прямые предки выжили. По мнению экспертов, с которыми я беседовал, это во многом объясняется удачей и их поведением — и это то, что необходимо осознать современным людям, чтобы преодолеть надвигающиеся проблемы.

«Важна способность адаптироваться к изменениям, и с этим мы все столкнемся в связи с изменением климата», — говорит Стрингер. «Человечеству придется либо сотрудничать перед лицом этих кризисов, либо конкурировать. И то, что мы видим на примере неандертальцев и H sapiens, говорит о том, что те группы, которые лучше сотрудничали, выстояли».

Сара Уайлд — автор книги «Происхождение человека: Краткая история», опубликованной издательством Michael O’Mara Books.

Поделиться