Юрист Нурбек Токтакунов намерен взрастить в Кыргызстане новую оппозицию

Автор -
354

Политическая арена Кыргызстана практически осталась без оппозиции. Большая часть оппонентов власти находится под арестом или уголовным преследованием, другая часть предпочитает активно не включаться в политическую деятельность.

Юрист Нурбек Токтакунов намерен исправить ситуацию и заявил о взращивании оппозиции нового толка. Прежние методы политической борьбы, по его мнению, должны остаться в прошлом, пишет Азаттык.

Новый формат

Руководитель правовой группы «Прецедент», известный в Кыргызстане юрист Нурбек Токтакунов заявил о создании одноименной политической школы.

По его словам, новая оппозиция должна работать по новому формату и заниматься просвещением народа. Токтакунов считает, что старый формат оппозиции, нацеленный на проведение переворотов, должен остаться в истории.

«Я сознательно пошел в оппозицию, исходя из того, что у нас сейчас ее нет. Парламентская, так называемая системная оппозиция, недееспособна, потому что у нас вертикальное президентское правление, а внесистемной, то есть внепарламентской оппозиции, просто нет. Те люди, которые сейчас сидят в тюрьме, это старая школа. Их усилия были направлены на то, чтобы собрать на площади как можно больше людей, либо чтобы сделать переворот, либо заставить власти пойти на компромиссы. Оппозиция должна заниматься аналитикой для того, чтобы быть с народом в контакте, разъяснять, просвещать народ, формировать общественное мнение и таким путем усиливать свою опору в народе. И только тогда оппозиция может противостоять правящей группе. Старый стиль уже не работает, три революции было сделано по этому старому стилю, и ни к чему это не привело. Оппозиция, которая таким образом приходит к власти, потом становится такой же. Поэтому нам нужна совершенно другая оппозиция, основанная на другом понимании».

По словам Токтакунова, политическая школа уже начала свою деятельность и в социальных сетях уже опубликованы первые лекции, в одной из которых юрист прокомментировал новогоднее поздравление президента Садыра Жапарова.

Токтакунов не стал уточнять, сколько участников насчитывает его политическая школа, лишь отметив, что единомышленников «достаточно» и в будущем они намерены участвовать в парламентских выборах.

«Существовать оппозиции не дадут»

Оппозиционные организации в Кыргызстане создавались и ранее, но большинство из них со временем прекратили свое существование, в том числе после задержаний ее членов по различным обвинениям.

В 2022 году в стране было создано сразу два оппозиционных движения, но на данный момент они активной деятельностью не занимаются. В марте было объявлено о создании «Объединенного демократического движения Кыргызстана», а в апреле появилось еще одно движение — «Общественный совет».

В демократическое движение тогда вошли политики Равшан Джеенбеков, Клара Сооронкулова, Бектур Асанов, Мамбетжунус Абылов, Кенешбек Дуйшебаев, правозащитница Рита Карасартова и ряд активистов. Они проводили обсуждения актуальных в стране вопросов и делали заявления по поводу действий властей, а спустя полгода большинство членов этого движения были задержаны в рамках «Кемпир-Абадского дела».

Сейчас, как отметила Клара Сооронкулова, «Объединенное демократическое движение» свое существование не прекратило, но в связи с уголовным преследованием фактически не осуществляет какую-либо деятельность.

«Один из обязательных признаков демократического государства – гарантии существования и активной деятельности оппозиции. Этого в Кыргызстане сейчас нет. Конечно, с оппозицией всегда боролись при всех режимах, но сейчас это очень радикальная степень, когда оппозицию прямо выкорчевывают, не дают не просто существовать каким-то движениям, но и уничтожают самые малые зачатки. Реально существовать сегодня оппозиции не дадут. Лично мы создавали объединенное демократическое движение, потому что мы видели серьезные угрозы развития демократии и то, что мы прогнозировали в 2020 году, это все сбылось. Мы собрали людей, которые придерживались демократических ценностей. Но сейчас, конечно, большая часть членов этого движения, находится в тюрьме. И, естественно, мы все сейчас находимся под очень серьезным риском, временно свою деятельность приостановили, но я надеюсь, что это все временно. Я думаю, что рано или поздно на повестке дня будет стоять вопрос объединения и активизации деятельности».

При этом Сооронкулова отмечает, что, если власть продолжит «душить» оппозицию, она уйдет в подполье, что в перспективе может создать для власти и страны в целом большую опасность. Политик считает, что власти должны быть заинтересованы в открытой деятельности оппозиционеров и не должны мешать им заниматься своей деятельностью.

«То, что уходит в подполье, всегда представляет для государства большую опасность. Кто его знает, что это будет за оппозиция? Может это будет радикальная оппозиция, может с религиозным уклоном или сепаратистским или экстремистским уклоном? Если ситуация будет ровной и оппозиция будет знать, что их никто не посадит, что с их мнением будут считаться, то, конечно, она будет спокойная. Но когда на оппозицию давят, она, естественно, будет агрессивна и будет готовиться к другим, более опасным методам», — добавила Сооронкулова.

Оппозиция есть?

Представитель оппозиционной фракции в Жогорку Кенеше – «Бутун Кыргызстан» – Гуля Кожокулова не согласна с утверждением, что в Кыргызстане нет оппозиции.

Она отметила, что «Бутун Кыргызстан» как раз представляет парламентскую оппозицию, роль которой – предлагать альтернативные варианты.

«Плохо, конечно, что президент еще ни разу не встретился с оппозиционной фракцией парламента, но я думаю, что президент контролирует эти вещи, слышит наши выступления. Оппозиция не означает, что нужно просто кричать, говорить, что власть плохая. Мы говорим конкретно по законопроектам, высказываем свою позицию и предлагаем свои варианты. Такая политическая культура должна оказывать стабилизирующее воздействие, служить неким противоядием от нарастания острых социальных конфликтов или кризисов. А ущемление прав оппозиции, ограничения ее деятельности приводит к нарушению элементарных демократических прав и свобод. Если не будет у нас оппозиции, если не будет власть прислушиваться к иному мнению, это может привести к социальной нестабильности, вызвать политическую апатию у наших граждан. Я не буду категорично заявлять, что сейчас власть нас не слышит. Нас слышат. Да, сейчас оппозиция наша переживает достаточно сложное время, потому что лидер фракции, лидер оппозиции Адахан Мадумаров задержан. И поэтому мы испытываем определенные трудности. Но это не говорит о том, что нет оппозиции, мы продолжаем работать».

Сам Адахан Мадумаров, находящийся под стражей c сентября 2023 года по обвинению в государственной измене, не раз заявлял о гонениях на оппозиционеров. В ноябре прошлого года было опубликовано его письмо из СИЗО, в котором он сравнил аресты несогласных с позицией власти лиц с репрессиями 1938 года. Он отметил, что тех, кто выступает за благополучие народа и целостность государства, клеймят «врагами народа» и «предателями». В настоящее время под стражей находится не только Мадумаров, но и ряд его сторонников и членов партии «Бутун Кыргызстан».

При том, что ряд политиков, активистов и экспертов заявляет о давлении на оппозицию и гражданское общество, есть и те, кто считает, что власть готова к сотрудничеству с оппонентами, но для этого те должны поменять свой формат деятельности.

Политолог Бакыт Бакетаев выразил мнение, что оппозиция в стране есть, но, по его мнению, она должна стать другой – более системной и фундаментальной. Бакетаев отметил, что сейчас себя оппозиционером считает любой человек, критикующий власть.

«Оппозиция нужна обязательно, но она должна быть фундаментальной. Например, сейчас у нас президентское правление, и если кто-то считает, что оно должно быть парламентским, то можно считать, что это политическая оппозиция. А если человек просто накопал информацию на какого-то родственника президента, что он где-то там работает или выиграл тендер, то это не оппозиция. Сейчас у нас оппозиция есть, но она отвлекается на мелочи, принципиальной политической оппозиции как бы не видно. Я хорошо знаю президента, он готов работать с политической оппозицией. Но нужна системная, достойная оппозиция. Поэтому ей сейчас нужно переформатироваться. Я точно уверен, что, если у нас появится фундаментальная серьезная оппозиция, власть с удовольствием будет работать с ней».

Тем временем, пока власть заявляет об отсутствии каких-либо ограничений для деятельности политиков и активистов, международные рейтинги указывают на обратное. В марте прошлого года международная организация Freedom House (FH) в своем ежегодном докладе «Свобода в мире – 2023» третий год подряд признала Кыргызстан «несвободным» государством.

По ее оценкам, в стране ограничиваются политические права, а СМИ находятся под давлением. С 2009 года КР единственная из стран Центральной Азии входила в разряд «частично свободных», но в 2021 году она пополнила ряды «несвободных» государств.

Поделиться