Премьер-министр Индии Моди откроет индуистский храм на месте снесенной исторической мечети Бабри

Автор -

    Премьер-министр Индии Нарендра Моди должен открыть грандиозный храм популярного индуистского бога Рама в городе Айодхья. Об этом пишет Би-би-си.

    Она заменила мечеть 16-го века, которая была снесена индуистскими бандами в 1992 году. Снос спровоцировал общенациональные беспорядки, в которых погибло около 2000 человек.

    Храм воплощает в жизнь многолетнее обещание индуистских националистов построить храм Господу Раму в городе, находящемся в горячей точке.

    Но некоторые индуистские провидцы и большая часть оппозиции остаются в стороне, заявляя, что Моди использует это для политической выгоды.

    Многие индуисты верят, что Айодхья является местом рождения Рама, а мечеть Бабри была построена мусульманами на руинах храмаименно в том месте, где родился индуистский бог.

    Движение за строительство храма на том же месте стало основным фактором, который продвинул Партию Бхаратия Джаната (БДП) к политической известности в 1990-х годах.

    Новое трехэтажное здание, построенное за 217 миллионов долларов, построенное из розового песчаника и закрепленное черным гранитом, простирается на 7,2 акра в комплексе площадью 70 акров.

    Моди откроет только первый этаж храма, остальные части, как ожидается, будут завершены к концу года. На прошлой неделе была открыта 51-дюймовая статуя божества, специально заказанная для храма. Идол установлен на мраморном постаменте в святилище.

    Утром в понедельник в Айодхье все дороги ведут к новому храму. Для обеспечения безопасности и регулирования дорожного движения были задействованы тысячи полицейских. Флаги БДП цвета шафрана и флаги с изображениями индуистских богов усеивают основные дороги, многие из которых украшены ярко-желтыми и оранжевыми цветами бархатцев.

    Церемония в понедельник, которая должна состояться сразу после полудня (06:30 по Гринвичу), называется «Пран Пратиштха», что в широком переводе с санскрита означает «установление жизненной силы». Индусы верят, что пение мантр и комплекс ритуалов, совершаемых вокруг костра, наполнят священной жизнью идола или фотографию божества.

    На церемонии под руководством Моди примут участие тысячи приглашенных гостей из Индии и из-за границы, в том числе некоторые из крупнейших звезд Болливуда, южной киноиндустрии и игроков в крикет.

    Чтобы избежать скопления людей в маленьком городе, Моди призвал паломников не приезжать в Айодхью в больших количествах, а посмотреть церемонию в прямом эфире по телевидению. Чтобы облегчить это, все штаты, где правит БДП, закрыли школы и колледжи, объявили государственные праздники на целый или полдня, а фондовые рынки закрылись, чтобы побудить людей посмотреть церемонию.

    Моди попросил людей зажечь лампы, а сторонники партии вывесили шафрановые флаги с изображениями Рама на своих крышах во многих частях страны, в том числе в нескольких районах Дели.

    Моди назвал храм большим достижением и сказал, что «вся страна с нетерпением ждет 22 января».

    «Многие поколения с нетерпением ждали этого момента», — сказал он в своем послании ранее в этом месяце, добавив, что на церемонии освящения он будет «представлять все 1,4 миллиарда жителей Индии».

    Но некоторые ведущие религиозные провидцы высказали неприятную ноту, заявив, что, поскольку храм еще не завершен, проведение там этих ритуалов противоречит индуизму, и многие лидеры оппозиции решили держаться в стороне.

    В ближайшие несколько месяцев в Индии пройдут всеобщие выборы, и политические соперники Моди заявляют, что правящая БДП будет добиваться голосов, пользуясь строительством храма в стране, где 80% населения составляют индуисты.

    Некоторые из штатов, управляемых оппозицией, также объявили о своих собственных планах на этот день: главный министр Западной Бенгалии Мамата Банерджи заявила, что помолится в культовом храме богини Кали в Калькутте, а затем возглавит митинг всех верующих. Восточный штат Одиша (Орисса) обнародовал масштабные планы по привлечению паломников в храм Джаганнатха в Пури, одно из самых святых мест для индуистов.

    Власти заявляют, что ожидают более 150 000 посетителей в день, когда храм в Айодхье будет полностью готов.

    Чтобы справиться с этой ожидаемой спешкой, город уже несколько месяцев является местом лихорадочных строительных работ. За последние недели были открыты новый аэропорт и железнодорожный вокзал, построено несколько новых отелей и благоустроены существующие.

    Правительство выделило 3,85 миллиарда долларов на преобразование Айодхьи, спокойного паломнического города на берегу реки Сарью, притока Ганга.

    Чиновники заявляют, что строят «город мирового класса, куда люди приезжают в качестве паломников и туристов», но многие местные жители рассказали Би-би-си, что их дома, магазины и «сооружения религиозного характера» были полностью или частично снесены для расширения дорог.

    Но у мусульман, которые составляют крупнейшее меньшинство в Индии, этот день вызовет страх и болезненные воспоминания. Некоторые отправят своих детей из города, опасаясь, что напряженность может усилиться, когда улицы заполнятся индуистскими преданными со всей страны.

    «Однажды нас предали, поэтому мы чувствуем страх», — говорит Мохаммад Шахид. «Многие посторонние придут в Айодхью, и когда придут посторонние, возникают проблемы».

    В результате насилия, охватившего Индию после сноса мечети, погибло около 2000 человек. Только в финансовой столице Мумбаи погибло более 900 человек, примерно две трети из них были мусульманами. Убийства произошли и в других городах, включая Джайпур, Бхопал, Ахмадабад и Хайдарабад.

    В Айодхье также был зверски убит отец Мохаммада Шахида Мохаммад Сабир.

    «Они избили его, а затем облили маслом и его, и моего дядю и подожгли. Мы нашли их тела», — говорит он. «Страна хочет забыть то, что произошло. Но мусульмане никогда не смогут забыть. Для нас это был черный день».

    Семья имела бизнес по поставке деревянной резьбы в храмы Айодхьи. Мастерскую сравняли с землей, а Шахид был вынужден стать водителем рикши, чтобы зарабатывать на жизнь.

    И именно дни после официальной церемонии вызывают беспокойство у некоторых представителей мусульманской общины.

    «Если бы правительство обратилось к нам и дало гарантии, что ничего не произойдет, это помешало бы людям уехать, но пока они этого не сделали», — сказал Азам Кадри, лидер мусульманской общины.

    Сохраб говорит, что «политические лидеры должны были прийти к нам и сказать, что то, что с вами произошло, было неправильным — они должны были проявить сострадание, но они этого не сделали».

    Что касается открываемого нового храма, он говорит: «Мы счастливы, что они строят свой храм, но нам также грустно, потому что он был построен после разрушения мечети».

    Мохаммад Шахид говорит, что индуисты имеют право построить храм после того, как Верховный суд предоставил им это место. «Мы не приняли это решение с радостью, но что мы можем сделать», — говорит он.

    После многих лет судебных разбирательств спорный участок был передан индуистам по решению Верховного суда в 2019 году, несмотря на то, что судьи также пришли к выводу, что снос мечети был незаконным . Решение основывалось на археологических данных, которые показали, что особенности фундамента мечети «наводят на мысль об индуистском религиозном происхождении».

    В нем также говорится, что занесенные в протокол доказательства доказывают существование индуистской веры и убеждения, что это место было местом рождения Рама.

    Не было доказано, что храм был разрушен при строительстве мечети.

    Суд также постановил выделить мусульманам отдельный участок для строительства мечети. Это в 15 милях от Айодхьи, заросшее и пустое.

    Большинство мусульман и индуистов, с которыми беседовала BBC, не думают, что в долгосрочной перспективе в Айодхье будет больше военных действий.

    Но некоторые видят в Айодхье только начало: споры и судебные дела уже идут вокруг мечетей в городах Матхура и Варанаси, которые многие называют древним названием Каши.

    «Нам пришлось ждать 450 лет, чтобы получить место рождения Господа Рама. Я надеюсь, что Каши и Матхура скоро тоже станут нашими», — говорит Аакаш Джадхав, 21-летний индуист по верубеждениям.

    Поделиться