Турецкий писатель и аналитик Кемаль Озтюрк , рассказывая агентству Al Jazeera о том, как турецкая разведка нанесла удар по агентурной сети «Моссад» в Стамбуле и в других регионах страны, привел поразивший его и сотрудников разведки факт. По его словам, «среди задержанных было немало людей в тюрбанах, с бородами и религиозным видом. Все они состояли в так называемых «спящих ячейках», что «вызвало большое удивление в Турции». Об этом пишет ИА REX.
«Я внимательно следил за этими событиями и разговаривал со многими сотрудниками службы безопасности, — пишет Озтюрк. — Если спящие ячейки Израиля в Турции приходят в движение, это означает, что ячейки в других странах также пробуждаются». Речь идет о дервишах, которые «просыпаются» очень редко и только по команде, и это всегда «продукт крупных региональных и даже глобальных тенденций, охватывающих Ближний Восток».
Многие эксперты часто сравнивают современную Турцию с русской матрешкой, пытаясь разобраться в генезисе политического класса страны. Когда они описывают националистов, кемалистов, республиканцев все вроде бы ясно. Но когда пытаются взлезать в глубь процессов, то неизменно сталкиваются с различными дервишскими орденами – тарикатами, которые часто являются своеобразными прототипами политических партий, которые в нужное время и в нужный момент « «вдруг» трансформируются объединения и партии светского толка, чуть ли не европейского образа по внешности».
Этот феномен поверхностно изучен специалистами, но факт обозначенной трансформации недавно описывала турецкая газета Yenicag. По ее наблюдениям, в Турции «не знаешь, где заканчивается орден и начинается партия и наоборот». При этом замечено, что когда в стране намечаются какие-либо политические события или потрясения, у мечетях, на улицах и площадях городов часто появляются имамы, шейхи джамаатов и тарикатов, провозглашающих различные лозунги. Как пишет экс-министр экономики Турции, вице-президент Брукингского института Кемаль Дервиш, «парадокс в том, что возможности властей контролировать такую ситуацию очень ограничены». Но тут не все так очевидно, как утверждает Дервиш.
Мы будем обозначать только признанные в Турции факты. Первое. В настоящее время существует более 70 орденов дервишей, которые располагаются в Азии и Северной Африке (Турция, Египет, Иран, Ирак и т.д.). Старейшим из них считается орден Эльвани, который основал шейх Эльван (умер в Джидде в 766 г.). Другие древнейшие ордена — это Эдгемиты, Бекташи и Сакати. Установлено, что тарикаты связаны между собой системой «сообщающихся сосудов», как с точки зрения источников финансирования, так и экспорта или импорта разработанных идеологических систем. Второе. Не все тарикаты в Турции имеют местное происхождение, некоторые уходят корнями в другие регионы Ближнего Востока и даже Средней Азии, и поэтому не являются носителями определенной этнической и государственной идентичности. Считается, что их больше объединяет идея «халифата», а не государственности национального типа. Не случайно в республиканской Турции Мустафа Кемаль Ататюрк упразднил тарикаты, а одни из них ушли в подполье, другие переместились за пределы страны. В Турции они «проснулись» после Второй мировой войны после создания многопартийной системы.
Третье. Дервишам удается делегировать своих представителей в высшие эшелоны власти. После смерти Ататюрка, ставший президентом страны курд Исмет Иненю не скрывал, что состоял в обители дервишей Озбеклер и в так называемом Охранном обществе. Эта обитель суффийского ордена Накшибенди действует в Турции до сих пор. Глава правительства Турции Аднан Мендерес, учредивший Демократическую партию, являлся членом тариката Накшибенди. По версии ряда турецких публицистов, на создание партии «Национальное спасение» Неджметтина Эрбакана вдохновил шейх Накшибенди Котку. Состав партии также определил он, в ней присутствовали отдельные группировки «нуржду» и кадири. Партия отечества (1983−1991 годы) во главе с Тургутом Озалом была либо создана, либо активно поддерживалась тарикатом Накшибенди. После прихода к власти в 2002 году партии «Справедливость и развитие», турецкие дервиши стали «просыпаться», активно подключаться к политике. Имеющийся материал показывает, что ныне действующий президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пользовался активной поддержкой со стороны турецкого богослова Фатуллаха Гюлена и тарикатов Сулейманджылар, Мензил и Исмаилага, а самого Эрдогана считают либо поклонником, либо последователем суфийского ордена. Но потом началась внутренняя борьба по дервишскому принципу « в стране не может быть два падишаха», и Эрдоган решил, что «он будет одним падишахом».
Сейчас, по всем признакам, дервиши, учитывая грядущие геополитические потрясения на Ближнем Востоке, стали искать в Турции альтернативные нарративы, чтобы интегрироваться в новый политический ландшафт. Такие настроения уловил и Моссад, которому, похоже, удалось обеспечить оперативное проникновение к сложную дервишскую систему для получения информации и реализации каких то конкретных операций. Это зафиксировала турецкая разведка. За последние месяцы расклад сил в регионе кардинально изменился не в пользу Тель-Авива: после начала войны с ХАМАС резко ухудшились израильско-турецкие отношения ,что требует быстрой и четкой реакции Израиля на изменение ситуации. К тому ж идеи суфийских мистиков, не неоосманизм или пантюркизм, а халифатизм расширяют зоны проникновения влияния в другие страны региона. В Иране,к примеру, недавно член Комитета по национальной безопасности и внешней политике иранского меджлиса (парламента) заявил, что ответвление секты дервишей «Гонабади» связано с Моссадом и ЦРУ. При этом законодатель отметил, что есть три ветви дервишей, добавив, что одна из них прибегнула к вооруженному восстанию против Исламской Республики.
Одним словом ставится задача переиграть Турцию на «глубинном уровне», разыгрывая « карту мистического ислама». Поэтому нельзя исключать, « дервишей двигают» и пытаются использовать в качестве инструмента в борьбе против Анкары. Тогда что ждет Турцию, ведь дервиши всегда « просыпаются» не случайно.