В США надеются с помощью Центральной Азии разрушить монополию Китая на редкоземельные металлы

Автор -
10536

    Официальные лица США, надеющиеся разрушить почти монополию Китая на производство редкоземельных элементов (РЗЭ), необходимых для многих передовых технологий, должны привлечь правительства Центральной Азии к разработке высоких концентраций РЗЭ, обнаруженных в регионе, говорится в новом докладе, сообщает «Голос Америки».

    Исследование базирующегося в США Международного центра налогов и инвестиций предупреждает, что бездействие может оставить Китаю «решающее преимущество» в этом секторе, который имеет решающее значение для «зеленой» энергетики, многих новых систем вооружения и других передовых технологий.

    «По мере расширения использования этих полезных ископаемых растет и глобальная конкуренция за них в период резкого роста геостратегической и геоэкономической напряженности», — говорится в докладе.

    «Развитые страны с безопасным и надежным доступом к РЗЭ пользуются экономическими преимуществами в производстве, а страны, не имеющие такого доступа, сталкиваются с соответствующими экономическими недостатками».

    Китаю, на долю которого приходится большая часть мировой добычи редкоземельных металлов в пределах его собственных границ, еще не пришлось искать дополнительные поставки из Центральной Азии, которая обладает обильными запасами полезных ископаемых — от железа и цветных металлов до урана.

    Но, как говорится в докладе, «огромный размер китайской экономики и сознательные усилия Коммунистической партии Китая по доминированию в секторе возобновляемых источников энергии в мире означают, что такое увеличение является вопросом времени».

    Богатый нефтью Казахстан, экономический гигант региона, обладает крупнейшими в мире запасами хрома и вторыми по величине запасами урана, а также обладает другими важными элементами.

    Соавтор доклада Ариэль Коэн говорит, что правительства стран Центральной Азии должны создать инвестиционный климат для разработки этих ресурсов.

    «Они могут стать следующим большим событием в Центральной Азии как двигатель экономического роста», — заявил Коэн на этой неделе во время панельной дискуссии в Атлантическом совете, вашингтонском аналитическом центре.

    По всей Центральной Азии, отмечают эксперты, РЗЭ встречаются в значительных объемах в казахских степях и нагорьях, а также в горах Тянь-Шаня в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане, а также в горах Памира в Таджикистане.

    Монацит, циркон, апатит, ксенотим, пирохлор, алланит и колумбит входят в число наиболее распространенных редких металлов и минералов Центральной Азии.

    В 2016 году Геологическая служба США зарегистрировала 384 проявления РЗЭ в регионе: 160 в Казахстане, 87 в Узбекистане, 75 в Кыргызстане, 60 в Таджикистане и два в Туркменистане.

    Уэсли Хилл, другой эксперт по минеральным запасам Центральной Азии, говорит, что добыча редкоземельных металлов в настоящее время «почти полностью монополизирована Китаем».

    «В зависимости от того, как считать, от 80 до 90% переработки РЗЭ контролируется Китаем и осуществляется непосредственно внутри Китая», — сказал Хилл.

    Но, по его мнению, несмотря на активное участие Китая в Центральной Азии, ему еще предстоит полностью овладеть редкоземельным сектором региона. «Итак, это означает, что Центральная Азия находится на перепутье», — сказал он. «У Центральной Азии есть возможность расширить производство РЗЭ, не будучи полностью зависимым от Китая».

    По словам Хилла, Центральная Азия в настоящее время находится в состоянии, когда она может развивать свои мощности по переработке РЗЭ как для своих национальных стратегий развития, так и для разрушения китайской монополии.

    «Но это произойдет только при наличии хорошей политики, как со стороны Америки, так и со стороны Центральной Азии».

    Посол Джон Хербст, бывший главный дипломат Вашингтона в Узбекистане и Украине, говорит, что активы РЗЭ в регионе являются «просто еще одной причиной для расширения участия Запада».

    Он сказал, что не уверен, что правительства стран Центральной Азии осознают, насколько важны редкоземельные элементы для их развития. «Но я знаю, что страны Центральной Азии хотят более тесных отношений с Соединенными Штатами, и это одна из важных частей сохранения ими с таким трудом завоеванной независимости».

    Хербст добавил, что Соединенные Штаты и Центральная Азия имеют общий интерес в совместной работе по разработке редкоземельных металлов региона «для экономики будущего».

    «У нас есть способность к инновациям, которая намного превосходит [китайскую]. Их инновации во многом основаны на использовании наших технологий».

    Сурия Эванс-Притчард Джаянти, советник по энергетическому переходу в Министерстве торговли США, говорит, что регион жаждет инвестиций.

    «Это возможность развития. Особенно в связи с геостратегической перестройкой энергетики после вторжения России в Украину, а также из-за энергетического перехода. Литий и другие РЗЭ необходимы для различных этапов этого перехода. Так что это в первую очередь экономический стимул», она сказала.

    Она указала на Инициативу стратегического партнерства в сфере полезных ископаемых, реализуемую Бюро по энергетическим ресурсам Государственного департамента США, которая способна стимулировать прямые иностранные инвестиции в регион, одновременно предоставляя техническую помощь в горнодобывающем секторе.

    Коэн сказал, что страны Центральной Азии не могут долго ждать, чтобы начать разработку своих редкоземельных металлов. «Существует конкуренция, и африканские страны, страны Латинской Америки и другие страны будут конкурировать все сильнее».

    Уайлдер Алехандро Санчес, возглавляющий консалтинговую компанию Second Floor Strategies, говорит, что Центральной Азии нужен центр исследования редкоземельных металлов, который сможет предоставлять своевременную информацию потенциальным клиентам и инвесторам.

    Транспорт имеет ключевое значение, сказал Санчес. «Речь идет не только о их поиске и добыче. Вы должны вывести их на международный рынок».

    Доступ из региона, не имеющего выхода к морю, в настоящее время ограничен китайской инфраструктурой «Пояса и пути» или маршрутами через Россию. Санчес и другие рекомендуют использовать Средний коридор, также называемый Транскаспийским международным транспортным маршрутом, который может доставлять товары в Европу через Каспийское и Черное моря.

    Эти эксперты также говорят, что прогресс будет зависеть от того, преодолеют ли региональные правительства свою традиционную скрытность в отношении природных ресурсов. Они подчеркивают важность прозрачности, верховенства закона, приверженности передовому опыту и соблюдению международных норм, если они надеются привлечь западные инвестиции.

    Поделиться