Преступные группировки вербуют граждан Центральной Азии в качестве водителей лодок для переправки мигрантов из Турции в Италию

Контрабандисты все чаще вербуют людей из бывших советских республик Центральной Азии в качестве шкиперов (водителей лодок), перевозящих мигрантов из Турции в Италию, говорят НПО и юристы. Об этом пишет британское издание Guardian.

Мигрантов доставляют морем из Турции в Италию, часто используя парусные лодки, в качестве альтернативы более длинному сухопутному маршруту через Балканы, где пограничники в Хорватии и Словении незаконно вытесняют просителей убежища на границе ЕС.

По данным Международной организации по миграции (МОМ), в 2023 году из турецких портов Измир, Бодрум и Чанаккале на одно из побережий Сицилии, Апулии или Калабрии из турецких портов Измир, Бодрум и Чанаккале прибыло 7153 мигранта, заплативших более 8000 евро каждый.

В отчете, опубликованном итальянской неправительственной организацией Arci Porco Rosso и некоммерческой организацией Borderline Europe, говорится, что из 68 водителей лодок, арестованных в 2023 году итальянской полицией на маршруте по обвинению в незаконной перевозке просителей убежища из Турции , по меньшей мере 18 прибыли из Кыргызстана, Узбекистана, Казахстана, Туркменистан, Азербайджана и Таджикистана.

Водители лодок из Центральной Азии в значительной степени заменили украинских и российских капитанов , которые ранее были завербованы турецкими бандами контрабандистов, обслуживающих этот маршрут. «В прошлом преступные организации стремились вербовать профессиональных украинских рыбаков и моряков», — рассказала Guardian Олеся Дзедзинская, итальянско-украинский адвокат, защищавшая многочисленных иностранных капитанов.

«Но со временем контрабандисты начали искать в других местах, в странах Центральной Азии. На этот выбор повлияла война в Украине и невозможность для мужчин покинуть страну, а также тот факт, что новости об аресте и попадании в тюрьму шкиперов распространились по Украине, и все меньше и меньше украинцев соглашались на риск отправиться в тюрьму»

Когда судно входит в итальянские воды, власти просят пассажиров назвать водителя, который затем арестовывается в соответствии с итальянским законодательством и может быть обвинен в таких преступлениях, как пособничество и подстрекательство к нелегальной иммиграции, торговля мигрантами или преступное сообщество. Им грозит тюремное заключение на срок от 15 лет, а в случае гибели пассажиров — пожизненное.

Пятеро водителей лодок были арестованы после кораблекрушения в ночь на 25 февраля 2023 года, когда переполненное деревянное судно, на борту которого находилось до 200 человек, разбилось в штормовом море всего в нескольких метрах от пляжа Кутро в Калабрии. Были обнаружены тела по меньшей мере 90 человек, в том числе десятков детей из Афганистана, Сирии, Ирана, Пакистана и Ирака, ищущих убежища в Европе. Обычно для управления парусным судном с мигрантами нанимают двух водителей, но их число может увеличиваться в зависимости от размера судна или количества людей на борту.

Согласно отчету, по меньшей мере 40 человек, которые в настоящее время содержатся в итальянских тюрьмах по обвинению в пособничестве и подстрекательстве к нелегальной иммиграции из Турции в Италию , являются выходцами из республик Центральной Азии.

«Большинство этих капитанов не знают о законе и не имеют представления о рисках, с которыми они сталкиваются, соглашаясь управлять этими лодками», — сказала Дзедзинска. «Некоторым из этих мужчин всего 20 или даже 19 лет. Итальянское законодательство часто не учитывает, что они тоже являются жертвами преступных организаций, эксплуатирующих их в своих целях […] многие водители лодок из Центральной Азии были вынуждены научиться управлять яхтой менее чем за неделю».

Водители часто покидали свои страны, чтобы избежать военной службы или спастись от бедности, найдя работу в Турции. Среди других пилотов на маршруте — пакистанцы и тунисцы.

20-летний мужчина из Узбекистана , приговоренный к трем годам лишения свободы в 2021 году за контрабанду 48 человек из Турции в Калабрию, рассказал Guardian, что понятия не имел, что его арестуют. «Я думал, что это такая же работа, как и любая другая», — сказал мужчина, пожелавший остаться неизвестным. «В Узбекистане не было возможностей трудоустройства. Сначала я поехал в Россию, где работал курьером, а затем в Турцию. Когда они предложили мне отвезти этих людей на парусной лодке в Италию, я согласился, потому что в то время у меня не было работы, но я не знал, что это незаконно».

Согласно отчету, в 2023 году Италия арестовала около 250 водителей лодок, при этом большинство граждан Египта управляли судами, перевозящими мигрантов из Ливии или Туниса.

В предыдущем отчете Arci Porco Rosso и неправительственных организаций Alarm Phone и Borderline Europe говорилось, что с 2013 года в Италии было арестовано около 3250 водителей лодок, и были обнаружены доказательства того, что полицейские предлагали мигрантам иммиграционные документы и другие стимулы, чтобы убедить их дать показания против подозреваемых. , которые в некоторых случаях были просителями убежища, которых торговцы людьми заставляли под дулом пистолета управлять лодками с беженцами.

Хотя количество арестов водителей лодок в последние годы сократилось, благотворительные и правозащитные организации выразили обеспокоенность по поводу этой практики.

«Арест водителей лодок является центральной частью расистской пограничной политики Европы, как мы можем видеть на примере все более драконовских законов, принимаемых в Италии и других странах», — сказал Ришар Брауде из Arci Porco Rosso. «Более 1000 человек находятся в итальянских тюрьмах за это так называемое преступление, и их будет только больше, пока этот абсурдный закон не будет отменен».

Поделиться