«Этот шаг Токаева хорошо иллюстрирует, что система единоличной власти президента, созданная Назарбаевым, осталась»,
— комментирует политолог Димаш Альжанов неожиданную отставку казахстанского правительства.
«Токаев отправляет в отставку Правительство без какой-либо содержательной дискуссии в Парламенте и объяснений причин своего решения (как в свое время Назарбаев). Такое возможно поскольку, ни Премьер-министр (включая правительство), ни Парламент не обладают политической самостоятельностью и находятся под президентом».
Премьер-министр, по его словам, «это блеклая фигура, которая, с одной стороны, должна брать все негативные последствия политики президента, а с другой — не быть более компетентной и популярной чем сам президент».
«Если посмотрите, за всю историю Казахстана, у нас не было значимых политиков-премьеров. Ради сохранения своей доминирующей роли, президент не заинтересован в усилении правительства, чья легитимность базировалась бы на независимом парламенте. По этой причине, правительство Казахстана является сугубо техническим органом при президенте, а премьер неполноценным главой исполнительной власти. Правительство в этих условиях не способно проводить смелую политику и принимать независимые от президента решения. В этих условиях, компетенция и профессиональные навыки премьер-министра уступают интересам президента, ставя его в полную зависимость от назначающего лица».
Политолог приводит для сравнения Португалию, Чехию и Францию, где правительство подотчетно независимому парламенту.
«Поэтому, в этих странах роль Премьер-министра велика, а политик, занимающий эту должность, более самостоятельная фигура. Как правило, это может быть лидер партии или компромиссная фигура со стороны парламентского большинства (состоящего из настоящих партий)».
Между тем, в Казахстане, считает Димаш Альжанов, премьер-министром могут назначить кого угодно.
«…Но точно не амбициозного и самостоятельного политика, в тени которого легко бы потерялся действующий президент».