Сообщается, что на ташкентском рынке электроники, известном в народе как «Малика», прошли очередные рейды против ношения бород. Об этом сообщает Озодлик.
На рынке, который официально называется торговым комплексом «Техно-Олам», за последние годы несколько раз прошли рейды против бород.
Бородатых – в милицию
Как сообщили «Озодлику» независимые друг от друга два предпринимателя, торгующие бытовой техникой и электроникой на рынке «Малика», последние рейды здесь прошли 2 февраля, в ходе которых были задержаны по меньшей мере 10 человек. Всех задержанных впоследствии увезли в отдел профилактики правонарушений ОВД Шайхантахурского района Ташкента, сообщили собеседники.
– После пятничной молитвы сотрудники милиции задержали более десяти верующих ребят. Их доставили в ОВД Шайхантахурского района, где заставили сбрить бороды. Их запугали, сказав: «Либо вы сбреете бороды, либо сядете на 15 суток», – говорит в беседе с «Озодликом» один из предпринимателей.
– Рейды на рынке проходят почти каждую пятницу. Если видят у кого-то хоть немного отросшую бороду, сразу требуют сбрить. Тех, кто ходит с длинной бородой, увозят в отделение милиции и заставляют сбрить бороду, – говорит другой предприниматель, торгующий бытовой техникой и электроникой на рынке «Малика».
Задержанные в ходе рейдов утверждают, что бороды им сбрили только по религиозным убеждениям.
«Озодлику» не удалось получить в ГУВД города Ташкента комментарий относительно рейдов на рынке электроники «Малика».
Участковый инспектор, курирующий район, где расположен рынок «Малика», опроверг информацию о проведении рейдов против ношения бород на территории рынка.
– Во время проведения пятничных молитв мы охраняем территорию рядом с рынком, чтобы во время молитвы в мечети не произошло каких-либо инцидентов. Люди благодарят нас за это. Возможно, в те дни задержали воров с бородой. В Шайхантахурском районе очень много верующих, они спокойно читают намаз, никто не чинит им никаких препятствий, – сказал «Озодлику» участковый инспектор.
Стоит отметить, что это не первые рейды против ношения бород на рынке «Малика». Последние несколько лет на этом рынке были проведены десятки рейдов. Задержанных в ходе рейдов увозили в отделения милиции, где под угрозой ареста заставляли сбрить бороды, что вызвало недовольство со стороны верующих граждан и не раз подвергалось критике со стороны правозащитных организаций.
Ранее предприниматели, торгующие бытовой техникой и электроникой на рынке «Малика», сообщали «Озодлику», что им им принудительно сбрили бороды.
Однако в МВД Узбекистана продолжают утверждать, что в стране нет никаких ограничений на ношение бороды, и что сотрудники правоохранительных органов не проводят рейды на выявление граждан с бородой.
МВД Узбекистана опровергает информацию о рейдах
Два года назад, отвечая на вопрос журналистов о рейдах и запретах на бороду, руководитель пресс-службы МВД Узбекистана Шохрух Гиясов заявлял следующее: «У нас нет никаких ограничений на убеждения граждан. Отпускать бороду или нет, зависит от самого гражданина, его веры. Никто не имеет права вмешиваться в это».
Тогда же Гиясов добавил, что мужчины могут обратиться с жалобой, если их права были нарушены. «Напоминаем, что гражданин может подать жалобу в установленном порядке, если считает, что его конституционные права нарушены», – говорил Гиясов.
Ранее в ГУВД города Ташкента, комментируя сообщения о рейдах против ношения бород, представитель ведомства опроверг данную информацию, заявив, что «сотрудники правоохранительных органов не могли требовать от мужчин сбрить бороды, а могли попросить отдельных лиц привести себя в соответствие с фотографией в биометрическом паспорте».
Абдурахмон Ташанов, глава базирующегося в Ташкенте общества прав человека «Эзгулик», считает, что борода рассматривается силовыми структурами Узбекистана как признак религиозного радикализма, и поэтому мужчины с бородой всегда находятся в поле зрения спецслужб.
– Ношение бороды – личное дело каждого человека. Поэтому неправильно преследовать кого-то за ношение бороды или принуждать сбривать ее. Но в нашей стране борода рассматривается как признак радикального ислама и к людям с бородой относятся с некоторой опаской, – говорит правозащитник.
Борьба с бородой идет не везде
Еще один правозащитник из Ферганы Абдусалом Эргашев не присоединяется к мнению о том, что кампания против бород идет по всему Узбекистану.
– Мы слышали, что на рынке «Малика» постоянно проводятся рейды против бород. Я думаю, что это просто произвол начальников органов внутренних дел, контролирующих территорию рынка. Например, у нас в Фергане нет никаких запретов против ношения бород и хиджабов, – говорит правозащитник.
Наблюдатели считают, что принудительное сбривание милиционерами бород у верующих граждан является явным нарушением прав. Рейд на рынке «Малика» и его последствия активно обсуждаются в социальных сетях, пользователи высказывают возмущение.
Кампания против бород началась в Узбекистане больше двух десятилетий назад, при Исламе Каримове – предшественнике нынешнего президента Шавката Мирзиёева. После серии взрывов в 1999 году – тогда мишенями терактов были ключевые правительственные объекты, в том числе здание правительства, – в Узбекистане запретили ношение бороды и хиджабов в общественных местах.
С приходом к власти Мирзиёева в 2016 году наблюдатели заговорили о некотором «потеплении». Например, в мечетях снова начали использовать громкоговорители для призывов к молитве, что было запрещено при Каримове. Из тюрем освободили более полутора тысяч заключенных, осужденных по статьям, связанным с религией, а также позволили вновь выезжать за пределы страны около 16 тысячам человек, находившимся в «черном списке» из-за из религиозной принадлежности.
По мнению исследователя Центра изучения терроризма и политического насилия при университете Сент-Эндрюс в Шотландии, профессора Ноа Такера, несмотря на то, что при президентстве Шавката Мирзиёева в Узбекистане наблюдается прогресс в сфере религиозной свободы, страна не смогла полностью избавиться от каримовского «наследия».
– Когда я был в последний раз в Узбекистане, видел немало мужчин с бородой и женщин в платках на улицах Ташкента, Андижана или Бухары, например в Старом городе Ташкента. Девочки в хиджабе посещают школу, хотя на это есть ограничения в законе. Потому что сам закон непонятен. Я хочу сказать, что в Узбекистане люди стали жить более-менее свободно, чем раньше, и я бы назвал это шагом вперед. Но в то же время мы не можем закрывать глаза на частные случаи принуждения мужчин к сбриванию бород, – говорит Ноа Такер.
Кампания узбекских властей и правоохранительных органов против ношения бороды и хиджаба, считающихся религиозными символами, не раз подвергалась критике со стороны международного сообщества, в том числе Госдепартамента США.
В 2019 году США впервые более чем за десятилетие убрали Узбекистан из списка стран с самым низким уровнем терпимости к религии. Представляя доклад о ситуации в мире в Вашингтоне, тогдашний государственный секретарь США Майк Помпео особо отметил прогресс, достигнутый, как полагает Вашингтон, Ташкентом в этой сфере, но вместе с тем добавил, «в Узбекистане все еще необходимо провести большую работу».
В 2022 году тогдашний посол США в Узбекистане Дэниел Розенблюм также осудил сообщения о том, что сотрудники правоохранительных органов заставляют парней-мусульман сбривать бороды.
«Полиция насильно сбривает бороды мужчинам. Америка обеспокоена такими действиями», – сказал посол на пресс-конференции в Ташкенте.
Дэниел Розенблюм отмечал, что нарушение религиозных свобод в Узбекистане может свести на нет реформы, осуществленные в стране на протяжении последних лет.