На российском рынке могут появиться новые марки машин — в частности, из Ирана и Индии, сообщили «Известиям» в Торгово-промышленной палате РФ. Кроме того, интерес проявляют и африканские производители. Тем не менее доминирующим игроком пока остается КНР. Смогут ли новые бренды всерьез конкурировать с китайским автопромом и каковы их шансы завоевать симпатию российских покупателей — в материале «Известий».
На фоне наращивания санкций в отношении России освободившуюся нишу во многих секторах занял Китай, особенно на отечественном рынке автомобилей. По итогам 2023 года автоконцерны из КНР продали в РФ более 550 тыс. машин, завоевав половину рынка. Среди самых популярных китайских брендов оказались Chery, Haval и Geely. Лишь порядка 15% от общего объема продаж делят привычные россиянам зарубежные бренды из США, Европы, Японии и Южной Кореи, рассказал «Известиям» президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. У китайских концернов масштабные планы и в 2024 году: например, только Changan, Chery и Haval планируют реализовать в России почти 600 тыс. машин. При этом интерес к отечественному рынку есть также у автопроизводителей из других стран.
— Закрепиться на отечественном авторынке в бюджетном сегменте вполне могут индийские автоконцерны, — считает Сергей Катырин. — Здесь перспективной моделью для продажи в РФ можно считать кроссоверы от Tata Motors (помимо собственной линии, индийскому автоконцерну принадлежат британские Jaguar, Land Rover, Daimler, Rover и Lanchester. — «Известия»). В прошлом году начались продажи иранских машин по параллельному импорту. Так, появились седаны Iran Khodro (IKCO). Еще один производитель — Saipa — в конце 2023 года сообщал о возможности скорой реализации своих машин в России.
На данный момент информации о том, собираются ли индийские производители продавать автомобили на российском рынке, нет. В сотрудничестве с РФ уже заинтересованы индийские компании по производству всех видов автозапчастей, сказали «Известиям» источник в правительстве Индии. А вот автомобили иранского производства уже доступны для покупки. Модель Tara (производитель Iran Khodro) продается за 1,5 млн рублей с механической коробкой передач и за 1,7 млн рублей — с «автоматом». В декабре стало известно, что одобрение типа транспортного средства получили автомобили Saipa — кросс-хэтчбек Quik и седан Saina S. Примерная стоимость варьируется от 1,2 млн до 1,7 млн рублей. Эти модели могут стать одними из самых доступных в России, составив конкуренцию Lada.
Вслед за иранскими машинами в России — хотя пока больше в теории — могут появиться автомобили из Африки, полагает Сергей Катырин. Ранее посол Уганды в России Мозес Кизиге обращал внимание, что страна считается лидером континента по производству электромобилей. Разработкой и выпуском моделей занимается госкомпания Kiira Motors Corporation — как утверждал дипломат в октябре 2022 года, Уганда заинтересована в поставках машин в Россию.
Он также отмечал, что страна открыта к сотрудничеству с российскими автоконцернами, упомянув соглашение с КамАЗом о строительстве в Уганде завода по производству грузовых машин для африканского рынка. Выход на российский рынок актуален и в 2024 году.
— Возможности всегда есть. Но в конкретных сроках я пока не уверен, — говорил посол.
Уганда заинтересована в выходе на российский авторынок: для страны это была бы прекрасная возможность установить партнерские отношения с РФ, заявил «Известиям» зампред правящей партии Уганды Марваха Парминдер Катонголе Сингх.
В целом африканские страны пока больше заинтересованы в совместной сборке автомобилей. В мае 2023 года посол Центральноафриканской Республики в РФ Леон Додону-Пунагаза заявил, что в ЦАР хотят собирать некоторые модели УАЗ, например, УАЗ «Патриот». 16 февраля пресс-секретарь президента республики Альберт Ялоке Мокпеме рассказал «Известиям», что возможность совместной сборки всё еще обсуждается. По его словам, для реализации идеи необходимо объединить усилия технических специалистов и экспертов.
Сейчас на российском авторынке официально представлены иностранные марки Dongfeng, Changan, Exeed, GAC, Foton, Omoda, Chery, Geely, Haval, JAC и FAW. Все они — китайские. По словам экспертов, Китай становится популярным за счет высокотехнологичного производства, чего пока не достает экзотическим для российского покупателя автопроизводителям из той же Индии или Ирана.
— Требования техрегламента в РФ строже, чем в Германии. И по этому законодательству к нам даже не все китайские бренды могут попасть. Но за счет весьма технологичного производства компании из КНР вносят коррективы в конструкции и в итоге выполняют все требования. Хотя стоит отметить, что в Индии очень развитый автопром — как по объемам, так и по качеству. Я сам катался на модели индийского производства — ничуть не хуже Lada Granta. Иранские машины также достаточно близки к нашим отечественным автомобилям, — сказал вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
автомобили Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Однако есть мнение, что если у кого-то из новых стран-производителей и получится прижиться на российском рынке, то это будет именно Индия, хотя для адаптации им понадобится много времени.
— Индия производит машины экономкласса — это тот самый сегмент, которого в России сейчас по факту нет. Модели Tata Motors вполне могли бы заполнить эту нишу, но только если развернут свое производство у нас и будут локализованы, — обратил внимание автомобильный эксперт, майор ГИБДД в отставке Виктор Кондрашин. — А вот, например, электромобили из Уганды вряд ли у нас приживутся, так как такие модели только начали набирать популярность в России.
При этом эксперт отмечает, что интерес к привычным иностранным брендам, таким как Kia, Hyundai, Renault и Volkswagen всё еще весьма высок. Сейчас они поставляются при помощи параллельного импорта, и цены на них значительно выросли. По факту дилеры в основном привозят только премиальные и люксовые бренды под заказ — например, Mercedes-Benz и BMW, сказал Кондрашин. Управляющий директор Frank Auto Ирина Франк подчеркивает, что российские автолюбители все-таки достаточно консервативны.
— Многим россиянам привычнее видеть на кузове машины знакомый шильдик. Автомобили из Индии, Ирана и Уганды вряд ли будут интересны широкому потребителю, по крайней мере, в ближайшие годы, — говорит она. — Например, чтобы китайские автомобили получили в стране какое-то доверие, понадобилось порядка 20 лет. Сегодня они уже не вызывают недоумения, как раньше, когда их считали «мыльницами». Всё потому, что автопроизводители из КНР стали предлагать действительно конкурентоспособный продукт, особенно в части электрокаров.
В целом новые направления развиваются во многих секторах российской экономики, так как из-за санкций работа переориентировалась преимущественно на Восток. Сейчас на торговлю с азиатскими странами приходится почти 70% оборота. По мнению президента ТПП РФ, в среднесрочной перспективе такая конфигурация рынков и географии будет сохраняться.