Министерство экономики и коммерции Кыргызстана проинформировало относительно принятого правительством Российской Федерации постановления от 13 февраля 2024.
С 1 апреля 2024 года Правительством Российской Федерации внесены изменения в Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним.
Согласно указанным изменениям, утилизационный сбор исчисляется по следующей формуле:
— УС = УСед + Ктп + Кндс + Ка, где УСед – это стандартный утиль сбор;
— Ктп — разница таможенной пошлины рассчитанной по стоимости авто из перечня Минпромторга РФ и таможенной пошлины, указанной в декларации на товары, или разница таможенной пошлины рассчитанной по объему авто указанной в ОТТС и СБКТС и таможенной пошлины, указанной в ТПО;
— Кндс и Ка – расчет аналогичен таможенной пошлине по ДТ.
В этой связи, министерство информирует юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, связанную с ввозом автотранспортных средств на территорию Россию, прошедших таможенное оформление в Кыргызстане об уравнивании суммы уплаченных таможенных платежей за таможенное оформление автотранспортных средств в КР с суммами платежей, уплачиваемых в РФ — таможенные платежи и вводимый дополнительный платеж в виде утилизационного сбора.
Таким образом, министерство во избежание неоправданных рисков, просит заранее скорректировать свои планы по поставке автотранспортных средств на потребительский рынок РФ.
С 1 апреля на территории стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) система управления рисками заработает по-новому. Она поможет исключить ввоз в Россию машин зарубежной сборки, растаможенных по льготным тарифам. Информация об этом опубликована на сайте кабмина. Отметим, в ЕАЭС, помимо РФ, входят Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.
Действие нового механизма «прочувствуют» и покупатели авто и продавцы. Дело в том, что сейчас не все страны-участницы экономического союза включают в сумму таможенного платежа те же пошлины, что и Россия. Например, в Кыргызстан нет НДС, акцизов и других сборов, существенно влияющих на удорожание авто. Льготные схемы растаможки по законодательству распространяются только на жителей республики, но на россиян, которые используют их для уменьшения размера платежа, местные таможенные органы смотрят сквозь пальцы, пишет РБК.
В разное время страны ЕАЭС применяли различные льготы по растаможке автомобилей. Этим пользовались покупатели, которые хотели хорошо сэкономить. Лидерами по объемам серого импорта машин в Россию становились и Армения, и Беларусь, и Казахстан. Сейчас первое место занимает Кыргызстан: вывоз автомобилей через эту страну в 2023 году вырос в 13 раз, с 650 машин в месяц в начале года до почти 8,5 тысячи штук в месяц в конце.
Начиная с 1 апреля, налоги и другие пошлины, не доплаченные из-за «занижения таможенной стоимости автомобилей», которые ввозятся в Россию из стран ЕАЭС, будут обязательно учитываться в составе утильсбора, как для физических, так и для юридических лиц. Расчет будет производиться по формуле, разработанной правительством. Для электрокаров правила жестче: их, согласно постановлению правительства, необходимо в обязательном порядке растамаживать в России.
«Такой подход позволит избежать ситуаций, когда граждане и компании, ввозящие автомобили, растаможенные в странах ЕАЭС, получают необоснованные преимущества по сравнению с автовладельцами, делающими это в России и уплачивающими установленные законом налоги и сборы в полном объёме», – говорится в сообщении пресс-службы правительства. При этом нынешний подход, по мнению членов российского кабмина, «нивелирует предпринимаемые меры по развитию внутреннего производства, а также сокращает поступления в федеральный бюджет».
Как объяснил РБК Приморье генеральный директор компании «Япония Транзит» Дмитрий Клатаевский, благодаря новому механизму у российских таможенников появится доступ к общей электронной базе, где будет указана цена каждой растаможенной в Кыргызстан машины, и понятие «средней стоимости», за которую автомобиль растамаживается.
«Нам это говорит о том, что теперь не будет никакой принципиальной разницы, везти автомобиль в Киргизию или в Россию, потому что ставки, применяемые таможней, будут одинаковыми», – рассказал эксперт.