Битвы вокруг нефти, или Почему правительство Казахстана защищает иностранных инвесторов от казахстанских рабочих

Автор -

    Непрекращающиеся забастовки на западе страны вызывают недоумение у жителей других регионов Казахстана. Им ли, жителям нефтяного края, где официальная статистика отмечает самый высокий уровень заработной платы по республике, протестовать и требовать ещё больше?

    Но, как оказалось, не все так просто. В СМИ обратился житель ЗКО, который вот уже пять лет пытается решить проблему дискриминации казахстанских рабочих в иностранных компаниях. Но, увы, сдвинуть этот «воз» с мертвой точки ему не удается, ведь по другую сторону баррикад не только местные исполнительные и надзорные органы, но и официальные лица США, а также члены правительства РК.

    О том, что подтолкнуло экс-директора небольшой строительно-монтажной компании начать борьбу с ветряными мельницами крупнейших подрядчиков СП «Тенгизшевройл», пишет Ulysmedia.kz.

    Серые схемы

    Галымбек Мусин с 2019 года закидывает письмами все возможные инстанции – сенат, мажилис, администрацию президента, генпрокуратуру. Основное требование в этих письмах – провести проверки в компании Senimdi Kurylys (SK) и установить факты нарушения законодательства в части создания коррупционных схем, а также дискриминационных условий для казахстанских граждан.

       — Одним из основных подрядчиков компании «Тенгизшевройл» является компания Senimdi Kurylys, — рассказал Галымбек Мусин.

    По его словам, несмотря на казахское название, учредители компании SK — иностранные компании Bechtel (США), которая владеет 50% доли участия, и Enka (Турция) – тоже с 50% доли. SK, как предпочтительный подрядчик компании «ТШО», задействована в самых крупных ее проектах.

       — Нет, к самому «Тенгизшевройл» нет никаких претензий, — делает оговорку Мусин.

       — Это один из основных инвесторов в нашей стране, и к ним, как к народу Турции или США, мы испытываем только добрые чувства. Но некоторые бизнес-круги в Казахстане, а точнее, на проектах «ТШО», работают методом дискриминации и по коррупционной схеме.

    Из-за этого, утверждает Галымбек Мусин, разорились многие подрядные организации компании SK. В том числе и его фирма.

       — Моя компания непосредственно работала на месторождении Тенгиз, на проектах «ТШО» и выполняла строительно-монтажные работы. Казалось бы, работа есть, надо радоваться, но не все так просто. Компания «ТШО» выделяет огромные средства на содержание и на создание условий для работников, задействованных на её проектах. Она компенсирует все затраты подрядчиков, в том числе и для SK. А вот сама компания занижает ставки и уменьшает их в три раза!

    Куда уходит маржа?

    При этом, как утверждает Галымбек, SK имеет на руках многомиллиардные долларовые контракты с «ТШО», зарабатывая на строительстве заводов второго и третьего поколений.

       — По сути, SK — это компания-прокладка. «Тенгизшевройл» выделяет свыше 15 долларов за одного рабочего, а компания SK оставляет только $5 на человека для казахстанских субподрядных компаний. При этом все основные затраты по созданию условий труда для работников SK перекладывает на плечи субподрядчика.

    Вопрос о том, почему компания Senimdi Kurylys не устанавливает для своих субподрядчиков адекватную ставку, заинтересовал Галымбека Мусина после того, как его фирма получила огромные убытки после сотрудничества с SK.

       — Пытаясь найти ответ на вопрос, куда уходит «разница», мы и обнаружили эти самые коррупционные схемы, — признается Мусин.

       — Маржу в 10 долларов на человека «отмыли» через субподрядные компании и отправили в офшоры. А здесь показали в декларациях как инвестиции, вложенные в проект «ТШО». Но, повторюсь: эти средства «ТШО» выделила на казахстанское содержание. Значит, по логике вещей, эти средства присваивает тот, кто представляет компанию SK.

    Но претензии, которые Мусин излагает в письмах, адресованы не только к компании SK, но также к чиновникам, которые допускают применение подобных «серых схем».

    С широко закрытыми глазами

    — Компания Senimdi Kurylys не является инвестором в нашей стране, не закрывает социальные нужды, но при этом имеет статус какого-то мегаинвестора. Почему? – задается вопросом Галымбек Мусин.

       — Эта деятельность продолжается более 20 лет, и, по нашим подсчётам, компания SK «отмывает» через субподрядные компании с казахстанским содержанием свыше 3 миллионов долларов ежемесячно!

    Как утверждает наш собеседник, именно из-за действий компании SK на западе страны так часто случаются забастовки и митинги.

       — Это социальная несправедливость! – заявляет он.

       — Все изложенные мной факты я могу подтвердить документально.

    Экс-директор фирмы-подрядчика дважды обращался к главе государства Касым-Жомарту Токаеву с просьбой разобраться и дать соответствующие поручения компетентным органам, чтобы те провели полный аудит деятельности компании SK. Все «походы» по госорганам на местном уровне, по его словам, не дали никакого результата.

       — Я был на приеме у акима области, у областного прокурора, но, к сожалению, никто из них не захотел вникать в проблему, которая, по нашему мнению, касается всего народа Казахстана. Они отделались отписками.

    По словам Мусина, «слепота» чиновников поневоле наводит на мысль о коррупционных рисках.

       — Вот смотрите: ситуация с компанией «АтырауТенгиз КонстракшенСервисес» (АТКС), где учредители — граждане Венгрии, зеркально повторяет историю, которую я описал. Они работают по одной и той же схеме, методом дискриминации местных рабочих. И снова местные власти ничего не видят.

      «Развод» на высшем уровне?

        — После моего обращения к президенту, начались подвижки, — говорит Галымбек Мусин.

       — Глава государства дал поручение генпрокурору проверить компании SK и «АТКС». Но генпрокуратура провела проверку, прислала ответ о том, что мои доводы нашли подтверждение «частично», и на этом все закончилось.

    А затем в СМИ прошла информация о том, что в Казахстан приехали представители компаний – учредителей SK. У них состоялась встреча с членами правительства РК. А в феврале этого года в Астане даже провели форум с непонятной тематикой «Защита прав инвесторов».

    Зачем и от кого наше правительство собралось защищать иностранных инвесторов, Мусин так и не понял. Но не исключает того, что под прикрытием мероприятия международного масштаба могли быть решены определенные бизнес-вопросы.

       — Представьте, 2 февраля посол США организовывает встречу по защите инвесторов с участием членов правительства, на которую зачем-то приглашают также судей Верховного суда и представителей компании «Тенгизшевройл». Для чего?! А может, это мероприятие было проведено в качестве демонстрации сил и влияния компании SK/Bechtel? Чтобы показать, что на ход проверки можно повлиять на самом высоком уровне? Или как сигнал для простых граждан, что правительство РК и судьи Верховного суда будут поддерживать иностранные компании, работающие на проектах ТШО, при любом разбирательстве?

    По информации Мусина, хозяева Behctel находятся в очень тесных отношениях с высокопоставленными чиновниками и менеджерами компании Chevron (США).

       — Но нам совершенно непонятно участие членов правительства на этом мероприятии, — открыто заявляет Мусин.

       —  Не секрет, что ранее они уже встречались с представителями компании Bechtel/США. Так неужели им безразлична судьба простых граждан, которые становятся рабами богатства своей страны?

    Чтобы развеять эти сомнения, Галымбек Мусин предлагает генпрокуратуре все же провести объективную и беспристрастную проверку компании SK.

       — И, поверьте, если коррупционная, дискриминирующая казахстанских рабочих, схема оплаты будет упразднена, забастовки на западе страны сразу прекратятся, — уверяет он.

    Поделиться