Дефицит воды может спровоцировать конфликт между странами Европейского Союза, неподготовленными к глобальному потеплению, предупредит руководитель блока на следующей неделе, согласно просочившемуся документу, полученному POLITICO.
Это резкое послание является частью коммюнике Европейской комиссии, призывающего правительства ЕС ускорить подготовку к противодействию изменению климата, утверждая, что они далеко не достигли того, что необходимо – прямое предупреждение, которое послужит последней крупной климатической инициативой ЕС в преддверии июньских общеблоковых выборов.
В недатированном проекте текста, с которым ознакомился POLITICO, Комиссия определяет нехватку воды как проблему, которая угрожает почти всем аспектам жизни: еде, которую мы едим, воде, которую пьем, и инфраструктуре, которая питает и транспортирует общество, не говоря уже об основных экономических аспектах деятельности и здоровья человека.
«Эти риски могут проявляться в различных формах, некоторые из которых включают… усиление конкуренции за водные ресурсы между секторами и видами использования, включая потенциальный риск конфликтов внутри и между государствами-членами по поводу трансграничных водных ресурсов», — говорится в проекте.
В некоторых регионах уже идут споры по поводу поставок. В Испании пострадавшая от засухи Каталония пытается убедить центральное правительство отвести речную воду из соседнего Арагона, разжигая политическую напряженность . Во Франции в прошлом году произошли жестокие столкновения из-за планов создания водохранилищ.
Послание Комиссии будет сопровождать первую в истории Европейскую оценку климатических рисков, всеобъемлющий отчет Европейского агентства по окружающей среде (ЕАОС), который будет опубликован в понедельник.
Рост экстремальных водных явлений, таких как наводнения и засухи, является лишь одной из климатических угроз, с которыми сталкивается Европа. Оценка ЕАОС «выявила 36 ключевых рисков для Европы, некоторые из них уже находятся на катастрофическом уровне и имеют высокую степень срочности», говорится в документе Комиссии, не вдаваясь в подробности.
В целом, заявляет Комиссия, ЕС может ожидать «больше бедствий, таких как засухи, наводнения, лесные пожары, болезни, неурожаи, тепловые смерти, ущерб инфраструктуре и структурные изменения в окружающей среде».
«И ЕС, и его государства-члены должны значительно лучше подготовиться к климатическим рискам и эффективно бороться с ними», — говорится в документе, предупреждая, что даже при наличии политики «реализация в настоящее время не обеспечивает разумных гарантий».
Поскольку зеленая политика сталкивается с негативной реакцией во всем ЕС , Комиссия пытается обосновать экономическое обоснование того, чтобы сделать континент более устойчивым к климатическим рискам. По «консервативной оценке», утверждается в докладе, ухудшение климатических последствий может привести к сокращению экономического производства блока на 7 процентов до 2100 года.
«Устойчивость к изменению климата – это вопрос конкурентоспособности экономики и компаний, а, следовательно, и рабочих мест. Это вопрос экономического выживания сельских и прибрежных районов, фермеров, лесников и рыбаков», — подчеркивается в документе.
Что касается рисков, связанных с водой, по оценкам Комиссии, ЕС может столкнуться с ежегодным ущербом в 1,6 триллиона евро от прибрежных наводнений. С 1980 года засухи и наводнения обходятся ЕС примерно в 9 миллиардов и 170 миллиардов евро в год соответственно.
«Недостаточная или отложенная реализация интегрированного управления водными ресурсами будет недопустимой», — говорится в документе.
И это не просто вода. Комиссия отмечает, что, хотя ожидается, что инфекционные заболевания, такие как вирус Западного Нила, станут эндемическими в некоторых частях Европы, «эффективные медицинские контрмеры… недостаточны или еще не разработаны». Кроме того, «вся транспортная инфраструктура находится под угрозой из-за изменения климата», но пока недостаточно инвестиций для смягчения рисков.
Воздействие климата также, вероятно, усугубит неравенство между странами ЕС и внутри них, причем южная Европа пострадает сильнее, чем остальная часть континента.
В основном призывая столицы к действию, исполнительная власть ЕС все же дает себе некоторую домашнюю работу в документе. Комиссия усилит защиту работников от таких рисков, как периоды сильной жары, установит «минимальные требования к устойчивости к изменению климата» для всех расходов ЕС и опубликует в конце 2025 года исследование о подготовке сельскохозяйственного сектора к изменению климата.
Аналогичным образом, Брюссель планирует выпустить дополнительные рекомендации по повышению устойчивости сельских ландшафтов к климатическим рискам, опираясь на новые правила блока по восстановлению природы.
Спорный закон, который прошел несколько голосований в Европейском парламенте, а теперь ему предстоит сложное финальное голосование среди стран ЕС, лежит в основе ряда мер по обеспечению устойчивости и упоминается по всему документу.
Возможно, в знак уважения к разногласиям вокруг закона, которые столкнулись с негативной реакцией, отчасти вызванной дезинформацией , распространяемой промышленными группами и консервативными законодателями , документ называет «борьбу с дезинформацией» ключевым инструментом в усилении готовности Европы к изменению климата.
«Комиссия будет способствовать усилиям по мониторингу и анализу того, как дезинформационные нарративы проникают в общественное пространство и влияют на мнения и поведение», — говорится в тексте. «Это позволит расширить использование соответствующих политических инструментов, цифровых решений и коммуникационных подходов для борьбы с климатической дезинформацией».