Казахстан показывает себя как важный потенциальный поставщик высококачественного лития на мировой рынок в условиях растущего спроса на этот минерал, пишет англоязычный сайт Eurasianet. Литий — важный элемент для технологий хранения энергии.
Намерения хорошие, хотя лишь немногие твердые инвестиционные обязательства материализовались.
Выступая на конференции в Сеуле 5 марта, исследователи из Корейского института геолого-геофизических исследований и минеральных ресурсов объявили, что они обнаружили значительные запасы лития в районе восточного Казахстана.
Эксперты Корейского института геолого-геофизических исследований и минеральных ресурсов (KIGAM), которых цитирует The Korea Times, заявили, что залежи полезных ископаемых на месторождении Бакенное площадью 1,6 квадратных километров, где ранее добывался тантал и которое с мая является предметом геологоразведочных работ, содержат полезные ископаемые стоимостью до $15,7 млрд.
Сообщается, что KIGAM намерен подать заявку совместно с южнокорейской компанией на получение разрешения на проведение дальнейших исследований по бурению на этом участке в следующем году.
Это открытие призвано укрепить позиции Казахстана как сильного развивающегося источника лития.
О потенциале страны на этом фронте громко заявил высокопоставленный чиновник Европейской комиссии Марош Шефчович на Бизнес-форуме ЕС-Казахстан в ноябре.
«Мы знаем, что Казахстан обладает значительными природными ресурсами, включая более 20 важнейших видов сырья, таких как вольфрам, литий и редкоземельные элементы», — сказал он.
Шефчович добавил для контекста, что Европа в настоящее время способна обеспечить только 1 процент мирового производства сырья, такого как литий, которое имеет важное значение для двойной программы перехода к зеленым и цифровым технологиям.
«Ожидается, что спрос на литий вырастет в 12 раз к 2030 году и в 21 раз к 2050 году», — сказал он.
Шефчович сделал свое заявление накануне объявления о том, что Европейская комиссия и Европейский банк реконструкции и развития выделят 400 000 евро (435 000 долларов США) на разведку лития в солончаках Аральского моря и отдельный проект, связанный с устойчивой переработкой лития. вольфрам. Грантовое соглашение также подписала казахстанская государственная горнодобывающая компания «Тау-Кен Самрук».
Президент Касым-Жомарт Токаев заявил в октябре 2022 года, что, по его мнению, Казахстан может располагать целыми 100 000 тоннами лития.
«Это большие резервы. Необходимы серьезные инвестиции в разведку и разработку», — сказал он.
Национальная геологическая служба Казахстана предоставила более точную оценку запасов лития — около 75,6 тыс. тонн.
Эти усилия по раскрытию информации и прозрачности знаменуют собой отход от того, что было еще несколько лет назад. Лишь в 2021 году правительство Казахстана приняло решение рассекретить государственные данные о предполагаемых запасах лития, а также цезия, галлия и тантала. До этого высокопоставленные чиновники, в том числе бывший президент Нурсултан Назарбаев , время от времени поощряли иностранных инвесторов рассмотреть возможность потратить свои деньги на добычу лития, очевидно, не будучи готовыми сообщить им, сколько этого минерала может быть в стране.
В мае 2023 года Токаев представил идею инвестиций в литий на казахстанско-китайском инвестиционном круглом столе в Сиане, Китай.
«Учитывая, что Китай является крупнейшим производителем электромобилей, сотрудничество в сфере добычи лития выглядит перспективным. За последние годы в Казахстане значительно выросла популярность китайских автомобилей», — сказал Токаев.
Если Китай примет это предложение, это послужит дальнейшему укреплению его железной власти над мировыми поставками переработанного минерала. В 2021 году Министерство энергетики США обнаружило , что Китай отвечает за переработку 60 процентов мирового лития.
Разную степень интереса сейчас проявляют европейские партии.
В сентябре Токаев встретился с председателем берлинского промышленного концерна HMS Bergbau Деннисом Швиндтом, который представил проект стоимостью 500 миллионов долларов по строительству завода по добыче и переработке лития в Восточно-Казахстанской области. За месяц до этого компания приобрела контрольные пакеты акций в двух казахстанских компаниях, владеющих лицензиями на добычу и разведку лития, а также кобальта, никеля, тантала и редкоземельных металлов в Алатауском регионе.
Совсем недавно, в феврале, представитель разношерстной команды немецких компаний по строительству и производству строительных материалов, которые являются соучредителями базирующегося в Галле исследовательского центра под названием ITEL Deutsches Lithiuminstitut (Немецкий институт лития), встретился с министром промышленности и строительства Казахстана. Канат Шарлапаев обсудит создание рабочей группы по изучению возможностей разведки лития. Однако неясно, имеет ли какая-либо из компаний, участвующих в этом консорциуме, какой-либо полезный опыт в этом секторе.