Реагируя на новость о том, что парламент Кыргызстана принял весьма ограничительный закон об «иностранных представителях» для регулирования организаций гражданского общества, Мари Стразерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии, заявила:
«Принятие этого закона парламентом вызывает глубокую тревогу. В течение более десяти лет назад в России и во всём регионе мы наблюдаем, как подобное законодательство заложило основу для систематического демонтажа гражданского общества».
«Этот шаг не только подрывает право на свободу объединений и угрожает независимости НКО, но также подрывает саму структуру некогда активного гражданского общества в Кыргызстане», — добавила она.
«Президент может и должен наложить вето на этот закон. Крайне важно, чтобы международные партнёры Кыргызстана напомнили своему правительству и законодателям, что на практике означает свобода объединений, и побудили их немедленно вступить в конструктивный диалог с организациями гражданского общества с тем, чтобы эта вредная законодательная инициатива не стала законом. Обязанность правительства – обеспечить повсеместное уважение и соблюдение прав человека, чтобы жизнь людей улучшалась – особенно жизнь наиболее маргинализированных слоёв населения», — заявила Стразерс.
Четырнадцатого марта Жогорку Кенеш, парламент Кыргызстана, подавляющим большинством голосов проголосовал за принятие ограничительного законодательства в отношении НКО, вводящего строгих правил и чрезмерного государственного надзора за организациями, получающими финансирование из-за границы. Этот закон требует обременительной отчётности обо всей финансовой, управленческой и операционной деятельности, особенно в отношении независимых НКО, которые полагаются на иностранное финансирование, которое будет классифицироваться как «выполнение функций иностранного представителя». Понятие «НКО — иностранного представителя», видимо, создано по образцу позорного российского законодательства 2012 года.
В феврале на фоне растущего давления со стороны организаций гражданского общества и международных организаций одно из наиболее спорных положений законопроекта, предусматривающее уголовную ответственность за нарушения закона, было исключено. Однако законодатели не рассмотрели множество других проблемных положений, которые прямо противоречат международному праву в области прав человека.