В декларации, подписанной накануне десятками ученых, говорится о «реалистичной возможности» существования элементов сознания у рептилий, насекомых и моллюсков. Об этом пишет Scientific American.
Вороны, шимпанзе, слоны: эти и многие другие птицы и млекопитающие ведут себя так, что можно предположить, что у них есть сознание. И позвоночными список не ограничивается. Ученые расширяют свое понимание сознания на более широкий круг животных, включая осьминогов и даже пчел и мух.
Вооружившись такими исследованиями, коалиция ученых призывает к переосмыслению отношений между живыми существами и человеком. Если существует «реалистичная возможность» «осознанного опыта у животного, безответственно игнорировать эту возможность при принятии решений, затрагивающих это животное» — пишут исследователи в документе, который они назвали «Нью-Йоркская декларация о сознании животных». В декларации, опубликованной на встрече в Нью-Йорке, также говорится, что существует «реалистичная возможность осознанного опыта» у рептилий, рыб, насекомых и других животных, которые не всегда считались имеющими внутреннюю жизнь, а также «сильная научная поддержка» аспектов сознания у птиц и млекопитающих.
По словам Джонатана Бирча, философа из Лондонской школы экономики и политических наук и одного из авторов декларации, по мере накопления доказательств ученые «серьезно относятся к этой теме, а не отвергают ее как безумную идею, как это было раньше».
В документе, который подписали около 40 человек, не говорится о том, что существуют окончательные ответы на вопрос о том, какие виды обладают сознанием. «В нем говорится о том, что существует достаточно доказательств того, что есть реальная возможность существования некоторых видов сознательного опыта у видов, даже совершенно отличных от человека» — говорит Анил Сет, директор Центра науки о сознании при Сассекском университете в Брайтоне (Великобритания) и один из подписавших документ. Авторы надеются, что декларацию подпишут и другие, и что она станет стимулом как для более глубоких исследований сознания животных, так и для увеличения финансирования этой области.
Размытая грань
Определение сознания очень сложное, но группа сосредоточилась на аспекте сознания, называемом «чувством», которое часто определяется как способность иметь субъективный опыт, говорит Берч. Для животного такой опыт включает в себя обоняние, вкус, слух или осязание окружающего мира, а также чувство страха, удовольствия или боли — по сути, то, каково быть этим животным. Но субъективный опыт не требует способности размышлять о своих переживаниях.
Нечеловекоподобные живые существа не могут использовать слова для передачи своих внутренних состояний. По словам Берча, чтобы оценить сознание у таких животных, ученые часто полагаются на косвенные доказательства, ища определенные формы поведения, которые ассоциируются с осознанным опытом.
Один из классических экспериментов — зеркальный тест, в котором исследуется способность животного узнавать себя в зеркале. В этом эксперименте ученые наносят на тело животного наклейку или другую визуальную метку и помещают его перед зеркалом. Некоторые животные, в том числе шимпанзе (Pan troglodytes), азиатские слоны (Elephas maximus) и чистильщики (Labroides dimidiatus), проявляют любопытство к метке и даже пытаются ее удалить. Такое поведение предполагает возможность самоосознания, что может быть признаком сознания.
В эксперименте с воронами (Corvus corone) птиц научили делать определенный жест головой всякий раз, когда они видели на экране цветной квадрат, и они выполняли это задание с высокой точностью. Пока птицы выполняли задание, ученые измеряли активность в области их мозга, связанной с высокоуровневым познанием. Активность мозга птиц коррелировала с тем, что птицы сообщали, а не с тем, что им показывали на самом деле. Это говорит о том, что они осознавали то, что воспринимали, — еще один потенциальный признак сознания.
Внутренняя жизнь беспозвоночных?
Другой эксперимент показал, что осьминоги (Octopus bocki), выбирая между двумя камерами, избегали той, где они ранее получали болевой стимул, в пользу той, где им давали анестетик. Это говорит о том, что они испытывают боль и активно избегают ее, что, по мнению некоторых исследователей, свидетельствует об осознанном опыте.
Исследования плодовых мушек (Drosophila melanogaster) показали, что они погружаются как в глубокий сон, так и в «активный сон», при котором их мозговая активность такая же, как при бодрствовании. «Возможно, это похоже на то, что мы называем быстрым сном с движением глаз у людей, когда мы видим самые яркие сны, которые мы интерпретируем как осознанные переживания» — говорит Бруно ван Свиндерен, биолог из Университета Квинсленда в Брисбене (Австралия), который изучает поведение плодовых мушек и также подписал декларацию.
Некоторые предполагают, что сон — это ключевой компонент сознания, отмечает он. Если мухи и другие беспозвоночные видят сны, «то, возможно, это является хорошим ключом к тому, что они, возможно, обладают сознанием».
Разум животных
Другие исследователи более скептически относятся к имеющимся данным о сознании животных. «Я не думаю, что на данный момент есть какие-то решающие доказательства» — говорит Хакван Лау, нейробиолог из Центра науки о мозге Рикен в Вако, Япония.
Лау признает, что растет число работ, демонстрирующих сложное перцептивное поведение животных, но он утверждает, что это не обязательно свидетельствует о наличии сознания. У людей, например, есть как осознанное, так и неосознанное восприятие. Теперь задача состоит в том, чтобы разработать методы, позволяющие адекватно различать эти два явления у других живых существ.
Сет считает, что даже в отсутствие окончательных ответов декларация может оказать положительное влияние на формирование политики в области этики и благополучия животных.
По мнению ван Свиндерена, настало время задуматься о том, может ли большинство животных обладать сознанием. «Мы переживаем революцию в области искусственного интеллекта, когда подобные вопросы задаются и машинам. Поэтому мы должны задаться вопросом, могло ли это адаптивное качество мозга развиться в природе в целом».