Число палестинцев, убитых там израильскими солдатами и поселенцами, достигло беспрецедентного уровня, пишет Аль-Джазира.
19 октября Сара Махамид беспомощно наблюдала из окна, как израильские силы безопасности расстреляли ее младшего брата.
15-летний Таха играл с другом возле своего дома в оккупированном городе Тулькарем на Западном Берегу.
19-летняя девушка закричала, когда ее брат упал на землю.
Их отец, Ибрагим, выбежал из парадной двери, чтобы забрать сына, но снайпер застрелил и его.
«Я помню, как слышал, как мой отец кричал, что Таха, возможно, жив,… но я знал, что Таха принял мученическую смерть. Я знала, что он мертв», — сказала Сара телеканалу «Аль-Джазира».
Таха был убит мгновенно . Ибрагим пять месяцев боролся за свою жизнь в реанимации, пока тоже не умер.
На кадрах, просмотренных «Аль-Джазирой», видно, что Таха и Ибрагим были безоружны и не представляли никакой угрозы.
«Другой мой брат побежал за отцом за дверь, чтобы остановить его. Он увидел, что Таха мертв, и видел, как застрелили моего отца.
«Казалось, что от тела моего отца поднимался пар или дым, когда в него попали пули».
Незаконные, случайные убийства
По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ ООН), за последние 16 лет около 1500 палестинцев были незаконно убиты израильскими войсками на Западном Берегу – 98 процентов из них – гражданские лица. У каждого из них, как у Тахи и Ибрагима, есть своя история и близкие люди, которые их оплакивают.
В последние годы частота убийств резко возросла: в 2023 году Израиль убил 509 палестинцев. Это более чем вдвое превышает число, зарегистрированное УКГВ ООН в любом предыдущем году.
По данным Human Rights Watch (HRW), за первые три месяца этого года был убит 131 палестинец, что выше, чем в предыдущем году.
«Израиль имеет многолетнюю практику применения смертоносной силы против палестинцев… но похоже, что израильское правительство предпринимает еще дальнейшие шаги в этом отношении», — сказал Омар Шакир, директор израильско-палестинской организации HRW.
Израиль заявляет, что его операции на Западном Берегу необходимы по соображениям безопасности. Он приводит то же оправдание своего нападения на сектор Газа, в результате которого погибло 35 000 палестинцев в ответ на нападение 7 октября, организованное Хамасом на Израиль, в результате которого погибло 1139 человек.
Убийства на Западном Берегу совершаются во время облав в домах или во время остановок и преследований на израильских контрольно-пропускных пунктах.
По данным HRW, некоторых палестинских детей даже убили по дороге в школу.
«[Израильтяне] стреляют по людям, которые не представляют непосредственной угрозы для жизни. Они также стреляют по убегающим людям, а также по раненым и лежащим на земле людям. Некоторые из этих тенденций существовали и раньше, но, похоже, подобные инциденты происходят чаще», — рассказал Шакир телеканалу «Аль-Джазира».
Стреляй, чтобы убить
Израильские официальные лица в течение многих лет поддерживали политику стрельбы на поражение, независимо от того, представляли ли угрозу стреляющие палестинцы. Израиль даже разрешил своей армии стрелять по метателям камней и раздал автоматы израильским евреям, живущим в незаконных поселениях на Западном Берегу.
Поселенцы убили 17-летнего Омара Абдель Гани Хамида, когда они напали на его деревню на Западном Берегу 13 апреля. Омар был одним из нескольких молодых людей, которые противостояли поселенцам, чтобы помешать им избивать палестинцев и нападать на их дома.
Отец Омара, Ахмед, сказал, что его сын и его друзья отпугнули поселенцев, хотя у них не было оружия. Однако один из поселенцев вернулся с пистолетом и застрелил Омара.
«Пуля прошла через правую часть его головы и вышла из левой. Он умер сразу. Слава Богу, он не страдал от сильной боли», — рассказал Ахмед.
Ахмед узнал о смерти Омара через группу WhatsApp, которую все жители деревни используют, чтобы уведомлять друг друга о нападениях поселенцев. Позже тем же утром его сын был объявлен мертвым в больнице.
Ахмед сказал, что он ищет справедливости, но израильские евреи почти никогда не привлекаются к ответственности со стороны израильских властей.
По данным израильской правозащитной группы «Еш Дин», с 2017 по 2021 год менее 1 процента всех судебных исков, поданных палестинцами против израильских солдат, в том числе по поводу внесудебных казней, привели к судебному преследованию.
За это время только трое израильских солдат были признаны виновными в убийстве палестинцев и получили мягкие приговоры. Другим было приказано пройти «военные общественные работы» за убийство палестинцев, говорится в сообщении.
«Существует культура, в которой израильские подразделения знают, что они могут совершать серьезные злоупотребления, не неся при этом ответственности за свои злоупотребления», — сказал Шакир из HRW.
«Колонизация нашего разума»
Армейские рейды и внесудебные казни являются частью более широкой попытки держать палестинцев на Западном Берегу «в страхе», сказал Заид Шуаби, аналитик и активист палестинской правозащитной группы «Аль-Хак».
Но в конечном итоге это привело к формированию нового поколения вооруженных группировок , часто создаваемых молодыми людьми, которым надоели преступления оккупации.
Ответом Израиля на эту новую волну сопротивления стало нападение на целые общины с целью подорвать моральный дух палестинцев, сказал Шуаби.
«Они хотят изменить мышление палестинцев, заставив их думать, что мы не должны даже осмелиться сопротивляться. И если мы это сделаем, то заплатим высокую цену», — рассказал он телеканалу «Аль-Джазира». — Речь идет о том, чтобы запугать нас. Они хотят нас унизить… и колонизировать наши умы».
Сара считает, что именно это и было целью нападения Израиля на ее семью. Она рассказала, что пока ее отец и брат истекали кровью на улице, к ней в дом вошли израильские солдаты.
Затем израильская армия отключила воду и электричество в их доме. В какой-то момент один из израильских солдат начал избивать другого брата Сары прикладом винтовки, приказывая ему хранить молчание.
За несколько мгновений до ухода солдат Сара набралась смелости и спросила, почему они терроризировали ее семью.
«Он сказал: «Чтобы напугать вас», — рассказала Сара телеканалу «Аль-Джазира». «Я не мог в это поверить. Я задавался вопросом, что с ними не так.
«Они убили моего брата и отца, просто чтобы напугать меня».