Духовное управление мусульман Узбекистана ограничивает выступление имамов в социальных сетях, пишет Озодлик.
Это произошло на фоне неоднозначных выступлений некоторых имамов в соцсетях.
27 мая имам-хатибы (главные имамы) всех мечетей Узбекистана получили предупреждение не выступать в социальных сетях и не ставить «лайки» под постами в соцсетях.
В аудиообращении, направленном помощником главного имама города Ташкента Эргашем Рустамовым всем главным имамам районных мечетей через мессенджер Telegram, говорится о введении строгого контроля за выступлениями имамов в социальных сетях.
«Здравствуйте, уважаемые имам-хатибы районных мечетей! Наше очередное поручение касается запрета относительно выступлений в соцсетях. Мы возьмем этот вопрос под строгий контроль. Это касается и тех, кто совершает Хадж. Имам-хатибы должны донести это сведение до своих заместителей и всех других. Также запрещается ставить лайки под каким-либо постом в социальных сетях после его прочтения. Все имам-хатибы должны донести эту информацию до своих заместителей и проконтролировать этот вопрос», – говорится в аудиообращении Эргаша Рустамова.
Имамы Узбекистана, с которыми пообщался журналист «Озодлика», истолковали последнее решение Духовного управления мусульман страны как усиление государственного контроля над их деятельностью.
Один из ташкентских имамов, пожелавший остаться неназванным из соображений безопасности, заявил, что ограничение на выступления имамов в соцсетях противоречит закону о свободе совести.
– Они хотят ограничить выступления имам-хатибов в соцсетях, и даже призывают не ставить лайки под постами. Говорят, что в противном случае имам-хатибам будет грозить дисциплинарное взыскание. Это противоречит законам о правах человека и свободе совести, – говорит один из ташкентских имамов.
Ранее «Озодлик» сообщал о том, что в Узбекистане имамов и заместителей имамов мечетей попросили сдать загранпаспорта.
«Они связывают нам руки и ноги»
Другой имам из Ташкента сообщил «Озодлику» о том, что выступать в социальных сетях имамам запретил лично глава Духовного управления мусульман Узбекистана, муфтий Нуриддин Холикназаров. Собеседник назвал это попыткой усилить контроль над имамами.
– Нам сказали, что это приказ муфтия. Они связывают нам руки и ноги, – говорит имам.
Помощник главного имам-хатиба города Ташкента Эргаш Рустамов на письменный вопрос журналиста «Озодлика» о том, почему имамам в Узбекистане запретили выступать в социальных сетях, коротко написал следующее: «Извините, мне ничего неизвестно об этом».
Кроме того, Эргаш Рустамов оставил без ответа просьбу нашего журналиста прокомментировать свое аудиообращение, адресованное главным имамам всех мечетей в Узбекистане.
Представитель Духовного управления мусульман Узбекистана подтвердил в интервью «Озодлику», что имамам действительно было поручено не выступать в соцсетях, но от официальных разъяснений отказался.
Имамы, ставшие «звездами» соцсетях
За последнее время ряд имам-хатибов в Узбекистане были отстранены от своих должностей, поскольку, по мнению религиозного ведомства, не соответствовали своему статусу и рангу.
Имам мечети «Имам Термизи» в Ташкенте Исакжон Бегматов был освобожден от своих обязанностей после «ряда спорных и эмоциональных заявлений в социальных сетях, а также некоторых противоположных мнений относительно фетв улемов».
В своем последнем выступлении имам Исакжон Бегматов, известный в народе как «Исхакжон домла», заявил, что те, кто изобрел «кешбэк», вредят народу и торговцам. Его мнения относительно налогов также вызвали бурные обсуждения среди общественности.
В 2017 году Исакжон Бегматов, занимавший в те годы должность имам-хатиба мечети «Тухтабой» в Ташкенте, был уволен из-за резкой критики праздника «Навруз» и связанных с ним традиций.
В январе 2023 года соцсети взорвала аудиозапись имам-хатиб мечети «Эшонходжа-ота» в Ташкентской области Авазходжи Бахромова, на которой имам угрожал и оскорблял 16-летнюю девочку нецензурной бранью. На аудио Бахромов говорил несовершеннолетней девочке, что «засунет ее голову в аквариум», «зарежет» и «вырвет ее сердце». После данного инцидента имам-хатиб Авазходжа Бахромов был освобожден от занимаемой должности и арестован на 3 суток.
В мае 2023 года от занимаемой должности был уволен главный имам Ташлакского района Ферганской области Шукрулло Эгамбердиев. Имама уволили за критику в адрес узбекских трудовых мигрантов и школьниц, танцующих вальс.
В сентябре 2022 года заместитель имама столичной мечети «Азиз-ота» в Учтепинском районе Ташкента Мирсобит Вохидов призвал мусульман судить по шариату критиков религиозных деятелей. Вскоре после данного выступления Вохидова Управление мусульман Узбекистана выступило с заявлением, в котором подчеркнуло, что призыв к «самосуду» противоречит учению ислама и законам страны, а также сообщило о расторжении трудового договора с имамом.
В январе прошлого года от занимаемый должности был освобожден главный имам-хатиб Ташкента Рахматулло Сайфутдинов, который был известен своими неоднозначными проповедями. В своих выступления имам Сайфутдинов критиковал мужчин-гинекологов, называя их «постыдным явлением», а также заявлял, что «от женщин, думающих во время полового акта не о муже, а о красивых актерах турецких сериалов, рождаются дети-геи».
В январе 2022 года с занимаемой должности был уволен заместитель имама мечети «Фатх» Зангиатинского района Ташкентской области Салихан Ортикходжаев. Резкие высказывания имама Ортикходжаева в интернете, особенно оскорбления в адрес уроженцев Хорезмской области вызвали серьезные возражения в соцсетях.
В 2018 году от занимаемой должности был освобожден имам-хатиб Сырдарьинской области Муминжон Усманов. Тогда Духовное управление мусульман Узбекистана заявило, что было вынуждено поступить таким образом из-за комментариев в социальных сетях, а также многочисленных вопросов, задаваемых прихожанами.
«Имамам не разрешено устанавливать стандарты в обществе!»
Два года назад ныне бывший министр юстиции Узбекистана Русланбек Давлетов обращался с предупреждением к религиозным деятелям, которые, по его мнению, «вызывают раскол в обществе».
Говоря о спорных выступлениях имамов, Давлетов подчеркивал, что государство «не позволит им устанавливать стандарты в обществе, исходя из их субъективных взглядов».
«Американский писатель Дэвид Фридман говорил: «Позвольте людям самим решать – идти им в Ад или нет». Большие ученые не зря говорили об этом. Эти вещи имеют огромное значение для развития общества. Мы не позволим, чтобы они устанавливали стандарты в обществе, исходя из своих религиозных измерений и личных взглядов, потому что есть закон», – говорил бывший министр юстиции.
На заседании правительства в сентябре прошлого года была выражена обеспокоенность по поводу «растущей религиозной радикализации» в стране, а правоохранительным органам было поручено усилить контроль в этой сфере.
Один из чиновников, участвовавший на том заседании, сообщал «Озодлику», что на заседании с участием премьер-министра Абдуллы Арипова и председателя Службы государственной безопасности Абдусалома Азизова была подвергнута критике усиливающаяся среди госчиновников тенденция молиться на рабочем месте, многоженство на основе шариатского брака и посещение религиозных мероприятий госслужащими и членами правительства.
«Чиновники должны либо выбрать религию, либо работать на госслужбе», – цитировал слова премьер-министра Арипова источник «Озодлика».
После этого заседания в нескольких мечетях Узбекистана убавили звуки азана.
По данным Комитета по делам религий при Кабмине Узбекистана, по состоянию на 1 августа 2021 года в стране действуют 2285 религиозных организаций, относящихся к 16 различным религиозным конфессиям.
Из них 2098 являются исламскими организациями, остальные 188 – относятся к другим религиозным течениям.
Согласно Конституции Узбекистана, религия отделена от государства. Деятельность религиозных организаций и конфессий регулируется законом «О свободе совести и религиозных организациях».