Какую угрозу Алия Назарбаева представляет для «Нового Казахстана»?

Автор -
267

    Младшая дочь Нурсултана Назарбаева Алия Назарбаева попадает в скандальные заголовки даже спустя более двух лет после кровавых событий, положивших конец господству её отца в стране. Но предстанет ли она или кто-либо из ближайших членов семьи бывшего президента перед правосудием? Об этом пишет Крис Риклтон.

    Младшая дочь бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Алия пережила то, что было бы немыслимо во времена долгого правления её отца, — поражение в суде.

    Однако это вовсе не означает, что в ближайшее время ей будут предъявлены обвинения на родине, несмотря на общественный спрос.

    В 2002 году Назарбаевой было чуть больше 20 лет, и она только начинала свою деловую карьеру.

    Но это не помешало ей встретиться с двумя предпринимателями и сделать им предложение, от которого те не смогли отказаться, а затем повысить уровень угроз, когда бизнесмены не стали играть по её правилам.

    Эту историю рассказывают два казахских бизнесмена, которые теперь требуют от Назарбаевой возмещения ущерба за «рейдерский захват» их бизнеса, оценённого примерно в 170 миллионов долларов два десятилетия назад.

    Их красочный рассказ, из которого следует, что в те дни государственные служащие были у Назарбаевой на побегушках, пока игнорируется казахскими силовыми органами.

    В то же время контратака Назарбаевой, похоже, провалилась.

    7 июня административный суд столицы Казахстана Астаны отклонил обвинения в клевете, которые Назарбаева выдвинула против бизнесменов в ответ на их обвинения, впервые прозвучавшие в феврале.

    Значит, ничья? Нет, если бизнесмены добьются своего.

    «Мы наняли адвокатов в Великобритании. Мы собираемся вести дело и там, и в Швейцарии. У нас есть досье на 350–400 страниц, полное доказательств противоправной деятельности Алии Назарбаевой», — сообщил СМИ Жаркын Курентаев, представитель бизнесменов.

    СМИ попытались связаться с Назарбаевой, которая не принимала непосредственного участия в онлайн судебном процессе по делу о клевете, но на момент публикации ответа не получил.

    РОДСТВЕННИКИ ПОД ЗАЩИТОЙ?

    В отличие от старшей сестры Дариги Назарбаевой и 83-летнего отца, 44-летнюю Алию Назарбаеву не видели после Кровавого января 2022 года — событий, в которых погибли по меньшей мере 238 человек и которые до сих пор остаются предметом споров, поскольку не представляется возможным их полностью прояснить.

    Но две вещи кажутся очевидными.

    Протесты и насилие на улицах казахстанских городов происходили параллельно с мощной борьбой в верхах власти.

    Во-вторых, борьба закончилась в пользу нынешнего президента Касым-Жомарта Токаева, позволив ему наконец выйти из тени Назарбаева, чья семья господствовала в Казахстане на протяжении трёх десятилетий и за это время накопила невероятные богатства.

    После того как Токаев вышел из кризиса с новыми полномочиями, Назарбаев, его близкие и дальние родственники вынуждены были уйти с должностей в корпоративном и политическом руководстве.

    И все же, несмотря на весь общественный резонанс и давние обвинения в коррупции, инспирированной Назарбаевым, ни самому авторитарному лидеру, ни его детям никогда не грозила опасность предстать перед судом.

    Является ли это показателем того, что были какие-то сделки в верхах, чтобы защитить главных членов бывшей правящей семьи?

    Токаев настаивает, что это не так. Но фактор Алии Назарбаевой становится особенно суровой проверкой этой позиции.

    Заявления Нурлана Бимурзина и Медгата Калиева, которые Бимурзин повторил в интервью Азаттыку на этой неделе, шокируют.

    Они утверждают, что их компания ТПК «Азия» подвергалась мощному давлению со стороны государственных органов в 2002 году, когда у неё было около 70 автозаправочных станций и шесть крупных нефтебаз в разных частях Казахстана.

    После того как в том году финансовая полиция опечатала склады и хранилища компании, с мужчинами связался посредник, который предложил им встретиться с Назарбаевой лично.

    На встрече Назарбаева якобы сказала мужчинам, что знает об их проблемах и может решить их за определённую цену — 50 процентов акций их компании.

    Мужчины рассказывают, что под давлением вынуждены были согласиться.

    Копия внеочередного собрания акционеров от 4 сентября 2002 года, оказавшаяся в распоряжении Азаттыка, свидетельствует о том, что структуру акционеров ТПК «Азия» действительно изменили, чтобы позволить Назарбаевой получить 50-процентную долю в компании.

    В результате Бимурзину и его деловому партнёру Калиеву оставалось по 25 процентов.

    В документе также указывается размер инвестиций Назарбаевой в компанию: 36 250 тенге (около 250 долларов по тогдашнему курсу).

    «РОП» В ТУПИКЕ

    Ситуация стала ещё хуже в следующем году, когда Бимурзин и Калиев, по их словам, попросили Назарбаеву сделать им предложение по продаже бизнеса, чтобы выйти из неудобного соглашения.

    Одно из таких предложений уже поступило от российской компании «ЛУКОЙЛ» и составило 161 миллион долларов.

    Но Назарбаева выдвинула встречное предложение — передать ей оставшуюся половину бизнеса.

    По словам Бимурзина, она предложила это сделать после того, как сотрудники в штатском похитили ныне покойного отца Бимурзина, Серика Бимурзина, и привели его к ней в офис.

    Назарбаева, как утверждает Нурлан Бимурзин, угрожала конфисковать всё их личное имущество и посадить в тюрьму их ближайших родственников, если они не подчинятся.

    Мужчины приняли это предложение, и спустя более двух десятилетий большая часть их бывших активов теперь контролируется сингапурской компанией Sinoil, к которой, по их словам, у них нет претензий.

    Когда Бимурзин и Калиев впервые рассказали эту историю, они сделали это на пресс-конференции вместе с Курентаевым и нынешним казахстанским депутатом Ермуратом Бапи.

    Два месяца спустя Курентаев и Бимурзин провели ещё одну пресс-конференцию, на которой объявили о создании движения «Жертвы старого Казахстана», члены которого утверждают, что пострадали от рук родственников бывшего президента.

    Но власти не реагируют.

    Прокуратура, казалось, приняла дело Бимурзина и Калиева к рассмотрению, но оно долго кочевало по инстанциям, пока в конце концов полиция не заявила предпринимателям, что не может далее рассматривать его из-за истечения срока давности.

    По словам Курентаева, разочарование, с которым столкнулись его клиенты, указывает на то, что казахстанская система всё ещё очень боится 83-летнего человека, который её создал, — Назарбаева.

    «Ошибочно думать, что он больше не имеет никакого влияния, — говорит Курентаев. — Он всё ещё имеет большое влияние».

    От брака с Сарой Назарбаевой у Назарбаева три дочери: Дарига, Динара и Алия.

    Назарбаев также публично признал двух сыновей, рождённых от другой женщины, Асель Курманбаевой, которая младше его примерно на 40 лет.

    Дарига Назарбаева занимала высшие политические посты, а Динара Кулибаева является совладелицей крупнейшего частного кредитора Казахстана, но именно младшая Назарбаева со своим бизнесом так часто попадает в заголовки изданий.

    В 2005 году власти изъяли десятки тысяч экземпляров оппозиционной газеты «Свобода слова» после публикации в ней статьи «Как Алия Назарбаева ведёт бизнес».

    Газету тогда оштрафовали.

    С января 2022 года усилилось внимание к её причастности к работе частного монополиста, который вызывал гнев казахстанцев, взимая непомерно высокие утилизационные сборы на импортные автомобили.

    Эта компания, ТОО «Оператор РОП», была упомянута в речи Токаева сразу после протестов и была распущена, а её функции переданы государственной структуре.

    Но ныне находящийся в тюрьме бывший начальник финансового отдела «Оператора РОП» в прошлом году дал показания в суде о том, что Назарбаева заработала миллионы долларов на этой схеме, и потребовал, чтобы она предстала перед судом.

    Ещё один бывший сотрудник «Оператора РОП», возглавлявший юридический отдел компании, по словам чиновников, покончил жизнь самоубийством до начала судебного процесса.

    А в этом месяце Назарбаева вновь оказалась в заголовках новостей после того, как мусороуборочная компания, связанная с ней по документам, сумела выиграть контракт на вывоз мусора в одном из районов столицы Астаны.

    «Компания Алии Назарбаевой снова в деле», — гласил заголовок частного новостного сайта «Голос народа» от 5 июня.

    Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев два года назад на заседании нижней палаты парламента  поручил прекратить работу компании «Оператор РОП». Эта частная компания, которую связывали с младшей дочерью бывшего президента Алией Назарбаевой, была создана постановлением правительства Казахстана в 2015 году и получала все деньги от так называемого утилизационного сбора — платежа за переработку деталей и масел списанных автомобилей, промышленной упаковки, кабелей и других материалов.

    Токаев заявил, что деятельность этой компании вызывает «множество вопросов» у предпринимателей и общества и администрированием утилизационного сбора «должна заниматься государственная организация». Формально претензии президента обоснованны. Отчетность «Оператор РОП» не публиковал, чем вызывал справедливое недовольство казахстанцев. При этом тарифы компании на переработку были чрезвычайно высоки: размер утильсбора с одной старой машины составляет от одной до девяти тысяч долларов — в некоторых случаях это 30 процентов стоимости автомобиля.

    Именно из-за ставки этого сбора автомобили в Казахстане, по словам экспертов, ежегодно дорожали на 10–15 процентов. Многие автовладельцы протестовали против этого платежа, а в 2021 году в Казахстане даже было инициировано движение «​#НетУтильсбору»​.

    Но высокие тарифы приносили оператору немалый доход. По данным на начало 2020 года, только за последние за три года на счета «Оператора РОП» поступило 220 миллиардов тенге (более 504 миллионов долларов), а за пять лет своего существования «Оператор РОП» собрал 700 миллиардов тенге, или около полутора миллиардов долларов. При этом непосредственно на экологию была потрачена лишь седьмая часть этих денег. Значительная же часть, 75 миллиардов тенге (около 172 миллионов долларов), ушла автопроизводителям в качестве мер стимулирования отрасли.

    Новость о «ликвидации» «Оператора РОП» (именно так задачу сформулировал Токаев) казахстанцы сначала восприняли с воодушевлением. Но позже выяснилось, что сам платеж отменен не будет: его сбор лишь предлагается отдать другим людям, госчиновникам, причем далеким от интересов сохранения окружающей среды.

    «Планируется создание отдельного государственного оператора — либо на базе фонда развития промышленности. Будет пересмотрен сам коэффициент утилизационного платежа, — заявил Сериккали Брекешев, министр экологии Казахстана. — А покупатели отечественных автомобилей и сельхозтехники смогут получить ваучеры за счет этого утильсбора».

    Плательщики сбора в Казахстане недовольны таким решением.

    «Радоваться рано, от этого будет только хуже: как говорится, променяли шило на мыло, — подчеркивает ​Лаура Маликова, председатель Ассоциации практикующих экологов. — Как раз таки министерства индустрии и инфраструктурного развития были лоббистами внедрения утильсбора на кабель, утильсбора на сельхозтехнику. И они теперь хотят к своим рукам прибрать «Оператора РОП». Если делать национализацию, то на базе Министерства экологии. Потому что основная задача утильсбора — это поддержка сбора и переработки отходов».

    «Пусть государство регулирует эту деятельность, но утилизацией смогут заниматься и частные компании. Там конкуренция, качество и, соответственно, цена, потому что есть спрос, — ​предлагает другой вариант решения проблемы Шынгыс Темир, представитель Коалиции корпоративных юристов Казахстана. — ​Бизнес готов осуществлять утилизацию за сто тысяч тенге, эта цифра не с потолка взята».

    В теории снижение ставки утильсбора должно повлечь за собой и удешевление автомобилей в Казахстане. Но в такое развитие событий в стране мало кто верит.

    Алия Назарбаева — младшая из трех дочерей Нурсултана Назарбаева. Издание Telegraph  опубликовало статью, где утверждается, что она вывела из страны более 300 миллионов долларов. На эти средства дочь Назарбаева, по данным издания, купила особняк в Лондоне, дом в Дубае, частный самолет и акции швейцарского частного банка CBH Bank.

    Поделитесь новостью