На заседании Жогорку Кенеша депутаты рассмотрели и приняли законопроект «О ратификации Соглашения между Правительством Китайской Народной Республики, Кабинетом Министров Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в совместном продвижении проекта железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», подписанного 6 июня 2024 года в городе Пекин» в трех чтениях.
Информацию о законопроекте представил заместитель министра транспорта и коммуникаций Ырысбек Бариев.
Заместитель министра отметил, что принятие данного законопроекта позволит начать практическую реализацию проекта строительства железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан». Реализация настоящего проекта будет иметь общий положительный социально-экономический эффект в развитии экономики Кыргызстана и окажет значительное содействие расширению оказываемых транспортных услуг населению, развитию и совершенствованию транспортной инфраструктуры.
По его словам, новый железнодорожный коридор станет южным ответвлением континентального моста Евразии и откроет доступ на рынки Юго-Восточной, Западной Азии и стран Ближнего Востока. Данный маршрут сможет обеспечить доставку грузов из Китая в Кыргызстан, а также в страны Центральной Азии и Ближнего Востока, в том числе Турцию и далее в Евросоюз. Проект обеспечит повышение конкурентоспособности на международном рынке транзитных перевозок за счет сокращения расстояния и времени доставки грузов.
Согласно документу, Кыргызстан, Китай и Узбекистан создадут Совместную проектную компанию (СПК) для реализации проекта железной дороги. Для обеспечения деятельности СПК доли в уставном капитале распределят между 3 странами: 51% получит Китай, а Кыргызстан и Узбекистан по 24,5%.
В соглашении также обозначен маршрут железной дороги: «Кашгар — Торугарт — Макмал — Джалал-Абад — Андижан». Ранее также стало известно, что сумма проекта оценивается в 4,7 млрд долларов, из которых 2 млрд 350 млн долларов, получит в виде кредита та самая СПК. А оставшуюся сумму вложит каждая сторона.
В ходе обсуждения депутат Гуля Кожокулова уточнила вопросы по созданию совместной проектной компании, экономической эффективности инвестиционного соглашения и сроках строительства железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан». Депутат Дастан Бекешев поднял вопрос о создании новых рабочих мест, призвав коллег поддержать данный проект закона. Заместитель министра транспорта и коммуникаций Ырысбек Бариев ответил, что будет создано более 10 тысяч рабочих мест.